Цыганским погромам в Одесской области украинские СМИ посвятили немало своего внимания. Тема буквально с ходу была политизирована и сведена в плоскость вопроса неэффективной работы правоохранительных органов и, как следствие, необходимости отставки министра Арсена Авакова.
За этими спекуляциями теряется суть.
Конечно, вопросы к полиции имеются. Однако многие подают проблему так, будто она назрела только сейчас.
Лично я помню цыган ещё в 1980-е: в Закарпатье, куда меня на несколько месяцев ежегодно вывозили в детстве, они были повсюду — на каждой окраине села, на каждом вокзале или рынке. Тогда подобная картина и, что главное, поведение для Киева были ещё в диковинку.
В том возрасте я ещё не знал, кто такие маргиналы, но выглядели и вели себя они именно так.
В отношении цыган в этой стране ничего не решается десятилетиями. И даже если предположить, что Украине удастся победить коррупцию в правоохранительных органах и те выметут поганой метлой наркопритоны и прочий криминал, ситуация нисколько не изменится, а сами цыгане никуда не денутся, и всё в кратчайшие сроки вернётся на круги своя.
Власть же продолжает закрывать на проблему глаза, делая вид, что ничего не происходит, продолжая твердить о точечных преступлениях среди ромов.
Сегодня цыгане массово захватывают Киев, орудуя, в частности, на Петровке, разбивая свои лагеря в Дарнице и Голосеево. Местные люди жалуются, но власти (районные и КГГА) лишь разводят руками: права человека, дескать, ничего не можем поделать — терпите. Люди и терпят. До поры до времени.
На фоне резонанса от последних событий увидел в Интернете и на ТВ несколько опросов на толерантность: получалось иногда 50/50, а чаще — с перевесом тех, кто поддерживал погромщиков, так или иначе разделяя точку зрения, что иначе с цыганами нельзя.
Да и неужели после двух революций за десять лет кто-то действительно верил в толерантность украинцев?..
Впрочем, иногда нетолерантность — это едва ли не единственный способ выжить.
В отличие от тех же россиян, понемногу привыкших к кавказским и азиатским гостям, большинство украинцев до сих пор воспринимают не славян если не враждебно, то настороженно.
Можно сказать, что подобная нетерпимость — это плохо, но когда те же россияне приезжали в Киев ещё до Евромайдана, они искренне восторгались отсутствию в украинской столице подобных гостей. Говорили: «Гуляем, и душа отдыхает!»
Думается, никто из вас не хотел бы, чтобы ситуация у нас изменилась на московский или европейский (с их мигрантами) лад. И это не расизм, а обычный инстинкт самосохранения.
Очевидно, что цыгане в своём подавляющем большинстве не собираются вписываться в украинское общество. Они этого и не скрывают, демонстрируя своё отношение к нам не просто открыто, зачастую даже вызывающе.
Из-за бытовой нетолерантности украинцев и нежелания цыган интегрироваться ситуация становится взрывоопасной. К тому же прецедент уже имеется.
Разрешить проблему может только власть, применив, в том числе, и своё монопольное право на насилие. Но вместо этого политики и чиновники продолжают жеманную болтологию о толерантности, оставляя, по сути, вопрос на суд толпы.