Воодушевившись, надо полагать, примером Турции, на днях в Украине на полном серьезе заговорили о военном перевороте, точнее о возможности такового в нынешних отечественных условиях. Мнения на сей счет радикально разделяются. Одни вполне обоснованно утверждают, что все это ерунда и никакого путча быть не может, поскольку в нынешней Украине отсутствуют сколько-нибудь серьезные и способные на это идеологические силы, а основные акторы движимы все больше меркантильными страстишками, но отнюдь не пламенным стремлением к установлению справедливости ценой тайного заговора в стиле незабвенного Луи Огюста Бланки, или манией славы и величия а-ля Наполеон Бонапарт. Правда, здесь напрашивается совершенно обоснованный контрагрумент: широчайше распространенное в родном отечестве хуторянское жлобство очень даже может стать причиной военного переворота!
Другие не менее обоснованно полагают, что неожиданно всплывшая в СМИ тема заговора является следствием разгоревшейся не на шутку борьбы внутри властно-олигархической верхушки. Более того, есть мнение, что заговор или его некое подобие в контролируемом виде могут быть спровоцированы Порошенко и его окружением с целью устранения с политической арены «заклятых друзей» из так называемого «Народного фронта», и прежде всего излишне самостоятельного министра внутренних дел Авакова, превратившегося в такое себе «государство в государстве» с мощной силовой основой. Именно Авакова называют главным претендентом на роль главного путчиста, фюрера, Бонапарта. На роль Огюста Бланки сей тип явно не тянет, поскольку Бланки устраивал заговоры, наивно мечтая о равенстве и справедливости, как он их понимал, но Аваков в качестве альтруиста явно «не прохиляет», поскольку без личного шкурного интереса ничего делать в этой жизни не станет! В то же время сценарий «контролируемого заговора» вообще является идеальным для введения режима жесткого правления, устранения оппозиции и укрепления власти чисто «по Эрдогану».
Но даже если отрешиться от всякого рода конспирологии, то совершенно очевидно, что объективных предпосылок для заговоров, путчей, хунт, массовых беспорядков, установления диктатуры и даже революций в современной Украине имеется более чем достаточно. Другое дело, что, как правильно учил товарищ Ленин, для развития тех или иных сценариев в обществе, кроме объективных, обязательно нужны еще и субъективные факторы. А вот с этим как раз имеются проблемы...
Одна из главных таких проблем видится во внешней легитимации, причем как предполагаемых путчистов, так и предполагаемой диктатуры, каковая теоретически должна героически победить злобных путчистов, буде таковые таки найдутся.
Допустим, военный переворот в Украине прошел успешно и власть захватила некая группа бланкистов, бонапартистов, фашистов — неважно кого, пускай даже свидетелей Иеговы. Что дальше? Да ничего, и пример Турции это хорошо показывает.
С турецкими заговорщиками никто на Западе разговаривать не стал. Надоедливые камлания Эрдогана, обвиняющего Запад в поддержке путча, вызывают смех, переходящий в нарастающее раздражение. Истоки конфликта между армейскими кемалистами и находящимися у власти исламистами во главе с Эрдоганом находятся внутри самой Турции, это давний конфликт, и обвинять в нем Америку несерьезно для любого, кто хоть немного понимает, что такое современная Турция и «откуда есть она пошла».
Запад не будет признавать и, тем более, поддерживать самозваное руководство страны, пришедшее к власти нелегитимным путем. Если в условном «Экваториальном Какаду» на поддержку Запада еще хоть как-то можно рассчитывать, то в странах, примыкающих к Евросоюзу, включая Украину и Турцию, это исключено. И не в силу широко разрекламированных «ценностей», а прежде всего, чтобы не создавать прецедент и дополнительные проблемы, которых у Европы сейчас и без того хватает.
Но и жесткую реакцию действующей власти на попытку переворота на Западе тоже «очень сильно не поймут». Это к вопросу о перспективах контролируемого заговора с целью выявления, нейтрализации и уничтожения реальных и мнимых врагов, причем врагов не столько даже государственности, сколько действующей власти. Пример все той же Турции наглядно это показывает.
Трудно сказать, был ли провалившийся мятеж в Турции спровоцированным и контролируемым властью Эрдогана с целью «окончательного решения вопроса» с кемалистской оппозицией, сосредоточением которой традиционно является армия, каковая со времен «отца всех турок» Мустафы Кемаля (а его уже 80 лет, как призвал к себе Аллах!) всегда резко выступала за светский путь страны. Но исламист Эрдоган решил «по полной» использовать момент с целью искоренения кемалистской «фронды», и в результате «под раздачу» попали не только военные, но и дипломаты, чиновники, даже журналисты, университетские профессора и школьные учителя. Количество арестованных уже насчитывает тысячи человек и продолжает стремительно увеличиваться. Подобные действия вызывают все больше вопросов на Западе, а Эрдоган и его режим все более попадают в политическую изоляцию.
При этом отметим, что Эрдоган едва ли зависим от Запада в личном плане так, как зависим наш «элитняк», все счета, недвижимость, прочие активы, а также пути отступления которого находятся именно на Западе. Причем это не зависит от геополитической ориентации нашего «элитняка», а также от того, какую позицию или позу по отношению к власти занимает тот или иной представитель отечественного политического «гадючника». Все «наворованное тяжким трудом» наша «элита» хранит именно на Западе.
Даже самые ярые сторонники «братской дружбы» с Москвой — чуть что! — почему-то оказываются не в Саранске или Мухосранске, а в Великобритании, в Швейцарии, очень часто в Австрии, являющейся, как известно, «отстойником» разного рода евразийской мерзости, преимущественно российского и украинского происхождения. Вот на днях бывшего регионала Ефремова сняли с самолета, направлявшегося именно в Вену, а не в Нижний Тагил. И только самые отпетые и «легитимные», вроде Януковича, находят пристанище в Ростове-на-Дону.
Возвращаясь к Эрдогану, напомним: все более попадая в политическую изоляцию, он срочно вынужден мириться с Путиным и Россией, которые после известных событий еще недавно считались чуть ли не злейшими врагами. Дошло даже до откровенного идиотизма: по подозрению в якобы причастности к заговору арестовали тех летчиков, которые сбили российский бомбардировщик, нагло нарушивший воздушное пространство Турции. Вот и защищай священные рубежи родины после этого!..
Подобные телодвижения Эрдогана являются демонстративной подготовкой к визиту в Москву. Более того, это можно расценивать как резкую смену геополитической направленности Турции именно в сторону Москвы.
Указанные выше обильные сравнения с Турцией приведены к тому, что у отечественных заговорщиков и диктаторов, если таковые реализуются в этом качестве, положение будет даже хуже, чем у Эрдогана. Повторим, что все потенциальные «карбонарии и буонапарты нашего жлобского хуторка» все свое «наворованное тяжким трудом» держат на Западе. Но поддержки Запада они однозначно не получат, а какая-нибудь условная «Вика Нуланд», кроме хрестоматийного «печенья», вручит самозваным «бонапартам» краткий перечень их счетов, недвижимости и прочих properties за рубежом с намеком на реальную экспроприацию всего этого добра. Кстати, особо радоваться этому не стоит, поскольку экспроприируют украденное у граждан Украины, и нам это не вернут, а расходуют на юристов-адвокатов, налоги, взятки западным чиновникам — яркий пример Лазаренко это наглядно показывает.
Словом, у потенциальных заговорщиков и диктаторов будет только один путь — к Путину, который примет их в свои объятия, конечно, при выполнении определенных условий. Важнейшим из этих условий, несомненно, будет отказ от реальной независимости и суверенитета если не всей Украины, то хотя бы той ее части, которую Москва сможет контролировать и, скажем так, «переварить». Возможно, что при этом формальные атрибуты независимости в том или ином виде, скорее всего, будут сохранены и речь будет идти о некоем московском протекторате над Украиной или ее частью.
Вполне возможен сценарий раздела Украины по образу и подобию Франции во Второй мировой войне, когда одна часть была оккупированной, а вторая представляла собой некое колаборантское государство под руководством марионеточного правительства Виши.
И, скорее всего, Запад особо возражать не будет, по крайней мере, Европа. Немного «покочевряжившись» и признав, в конечном итоге, Украину сферой влияния Москвы, Запад получит пусть и не слишком для себя приятную, но определенность. Запад снимет с повестки дня вопрос дальнейшего расширения Евросоюза, от чего многие вздохнут с огромным облегчением, примется укреплять свои восточные границы и выстраивать новую геополитическую конфигурацию с максимальной выгодой для себя. На этом эксперимент на тему «европейского пути развития Украины» можно будет считать бесславно провалившимся, и, откровенно говоря, большой вопрос — хорошо это или плохо. В любом случае это будет означать провал 25-летних мытарств по созданию независимого украинского государства.
* * *
Впрочем, с внутренней легитимацией любой хунты и/или диктатуры в Украине тоже вряд ли что-то получится. Известно, что в Украине на двух хохлов приходится в среднем три с половиной гетмана, а в партизанской ячейке из трех человек наличествует, как минимум, четыре предателя. В таких условиях говорить о диктатуре как-то сложно. Надежды на то, что в Украине народ массово возжелает твердой руки, выглядят все более наивно. Янукович вон попытался... В Украину диктатура всегда привносилась только извне. И претендент на эту роль имеется в виде путинской Москвы. Поэтому любой, кто вознамерится под тем или иным предлогом установить в Украине диктатуру, практически обречен развернуть Украину в сторону Кремля.
Но после всего, что произошло, резкий разворот в сторону Москвы неизбежно вызовет раскол страны с тяжелейшими последствиями, фактически это будет развал государства.
Это в Турции среднестатистический обыватель с нетерпением ожидал, когда Эрдоган и Путин помирятся, чтобы в страну опять поехал в стельку пьяный и сорящий налево и направо российский турист, на котором очень многие делают хороший гешефт.
В Украине тоже имеется множество тех, кто с идиотическим упорством продолжает что-то талдычить о братской дружбе народов. Но значительное, на данный момент даже подавляющее большинство обывателей на пока контролируемых Киевом территориях весьма и весьма негативно настроено если не к России как таковой, то уж точно — к Москве, Кремлю и лично к Путину.
Кроме того, за спиной любой хунты или диктатуры в Украине неизбежно будет стоять тот или иной олигарх или группа таковых. Без этого у нас, как известно, ничего не бывает в принципе. Возьмем, например, нынешнего министра внутренних дел Авакова, которому в СМИ приписывают стремление к стяжанию власти путем военного переворота (http://ua1.com.ua/rus/publications/turetskij-urok-kto-v-ukraine-sposoben-nachat-voennyj-perevorot-22805.html). Правда, есть обратное мнение в пользу того, что подобные «сливы» информации являются следствием борьбы Порошенко и его окружения с излишне самостоятельным Аваковым, не только имеющим «избыточный политический вес», явно превышающий параметры, необходимые «просто миинстру» внутренних дел, но также сконцентрировавшим значительную военную силу в своих руках в виде хорошо оснащенной Национальной гвардии. Кроме того, есть сведения, что Аваков контролирует значительную часть так называемых добровольческих батальонов, играющих все более неоднозначную роль в политике.
И все же, если допустить наличие у Авакова «бонапартистских» или «пиночетовских» устремлений, что объективно вполне возможно, то следует помнить, что за его спиной маячит такой себе олигарх Коломойский. Собственно, Аваков не особо скрывает, что встречается с Коломойским прямо на территории вверенного ему Министерства внутренних дел, да еще и в компании с отставным премьером Яценюком, о чем недавно имел место скандал в СМИ. Аваков даже не дает себе труда пояснить общественности, с какой целью он проводит «терки» на территории содержащегося на деньги налогоплательщиков министерства, да еще с Коломойским, имеющим, скажем прямо, крайне скандальную репутацию. Словом, «пацаны оборзели, в натуре»!..
Но дело даже не в этом. Нынешнее резкое усиление Авакова и его возможное дальнейшее усиление в результате предполагаемых игр в захват власти чревато соответствующим усилением Коломойского. В свою очередь, это приведет к нарушению так называемого олигархического консенсуса, точнее даже установившегося баланса. Это чревато непредсказуемыми последствиями, ибо трудно даже предположить, на какие мерзости способна морально деградировавшая публика в лице олигархов и их прислужников с целью удержания позиций и перераспределения ресурсов.
* * *
По поводу возможности военного переворота в Украине существует вполне обоснованный скепсис. Например, известный волонтер и инициатор проекта по созданию беспилотных летающих аппаратов для армии Юрий Касьянов полагает, что вооруженный мятеж в Украине невозможен, обосновывая это следующими аргументами.
По его мнению, добровольческие подразделения, которые могли бы взять приступом канцелярию Порошенко, Верховную Раду, Кабмин, а заодно, как учил товарищ Ленин, почту, телеграф, телефон, мосты, на сегодняшний день разгромлены, а у демобилизованных добровольцев нет для этого мотивации. Кроме того, по мнению Касьянова, среди военных сейчас нет харизматичного лидера, которого бы поддержали и бойцы, и гражданское население. А главное, военным незачем захватывать власть, поскольку их интересует не власть, а денежные потоки и материальные ценности, то есть военное руководство движимо меркантильными интересами.
В этом с уважаемым волонтером трудно спорить. В конце концов, Юрий Касьянов с этой публикой общается давно, тесно и часто, а потому ему виднее. Действительно, для бонапартизма нужна, как минимум, современная реинкарнация Бонапарта, для фашизма того или иного покроя нужен вождь, фюрер, дуче, в крайнем случае — каудильо. Вожди и ведомые ими политические силы могут быть далеки от абсолютной чистоты в плане материальных интересов, но они должны обладать минимально необходимым уровнем харизмы, идеологии, может быть, даже фанатизма. В терминах Эриха Фромма, нужна рационализация реальных мотивов в неких возвышенных символах.
Но именно шкурно-меркантильные интересы могут стать причиной мятежа, в основе которого могут оказаться не идеологические мотивы, а стремление защитить бизнес-интересы и приумножить собственность.
Например, недавно СМИ сообщили, что Генеральная прокуратура, возглавляемая Юрием Луценко, кумом Порошенко, начала служебное расследование в отношении Авакова на тему конфликта интересов, о котором сам Аваков умолчал. Речь об уголовном производстве, открытом МВД по поводу вывода заграницу 40 млн долларов Игорем Котвицким, давним бизнес-партнером Авакова.
Обвинения Авакова в возможном стремлении захватить власть путем переворота «случайно» совпали по времени с началом расследования Генпрокуратуры. Вполне возможно, что Авакова провоцируют на совершение определенных действий. Если же количество приближенных к Авакову бизнес-структур и лиц, которые попадут под удар, превысит некий определенный критический порог, его действия могут стать более решительными. Подобное можно было бы сказать и о других персонажах, но именно Аваков имеет для попытки захвата власти как соответствующие силы и средства под рукой, так и соответствующие амбиции и решимость. Впрочем, пока это всего лишь догадки и не более того, но они весьма похожи на правду.
Итак, на вопрос о том, возможен ли в Украине военный переворот, ответ может быть чисто одесским: «шоб — так нет», но все быть может, а последствия этого «может быть» будут тяжелейшими для страны и рядовых граждан.