Старичок-пенсионер смотрит передачу «В мире животных». На экране схватились два таракана, поодаль стоит тараканиха. Наконец один таракан забодал другого, подбежал к тараканихе и отымел ее. Старичок выключает телевизор и сокрушенно качает головой:
— Вот везде теперь так: насилие и секс, секс и насилие.
Этот анекдот повеселил, а заодно натолкнул на тему, почему наше телевидение такое убогое. Почему всякий треш по типу «уничтожим своих детей», «семейное белье», «замучим толстяков» и пр. у нас в чести? Почему нельзя сделать качественный нормальный контент? Приходишь с работы, листаешь 60 каналов, а смотреть нечего! Когда этот беспредел закончится?
Ответ: пока пипл хавает, а значит, никогда. Конечно, можно ругать продюсеров и владельцев каналов бесконечно, но сейчас я вам докажу, что виноваты не они. Следите за логикой... Итак, главное для каналов — рейтинг, а точнее — большее количество просмотров определенной программы или фильма. Зрителей канала называют ЦА (целевая аудитория), на нее ориентирован основной продукт. Какая ЦА у телеканалов? Правильно: те, кто сидит дома либо на работе, постоянно смотрит телик и не понимает, что такое Интернет. Кто это? Домохозяйки, пенсионеры, безработные, колхозники (если не сезон полевых работ), охранники, сторожа, дежурные (эти смотрят на работе). А теперь давайте подумаем, какой продукт им интересен. Конечно, мыльные оперы, талант-шоу, ток-шоу (где другие живут хуже их). Вот на такую целевую аудиторию ориентируются производственники телепродукта. Улавливаете логику? Именно эти люди — мерило для канала. Вы можете от негодования забрызгать экран слюной, написать кучу злобных постов в социальных сетях, но ответьте честно: вы представляете свою бабушку, смотрящей фильмы «Секрет», «Во все тяжкие» или «Игры престолов»? То-то...
По молодости мне хотелось делать что-то умное-вечное, что поднимает духовный уровень нации. Но затем руководство сказало: «представь себе бухгалтершу с бутербродом после работы. Она устала и хочет отдохнуть у телика. Не грузи ее, просто зацепи эмоционально, чтобы не переключила». Вот тут мы переходим ко второму акту нашей пьесы — ловушки для зрителя. Главное — эмоции! Зацепить! Не дать оторваться! А что цепляет подобного зрителя (ЦА)? Правильно: треш, секс, скандалы, политика, деньги! Меньшинство цепляют интересные истории, чувства других, сопереживание и интеллектуальное видео.
Когда-то у телевидения было три функции: информировать, обучать и развлекать. Сейчас они трансформировались в: навязать свою точку зрения (читаем — владельца канала), усыпить бдительность и удовлетворить низменные инстинкты. Конечно, есть исключения из правил, но не о них речь. Теперь вы понимаете, почему телевидение тихо деградирует? Инволюция налицо.
И что же мы имеем? Тараканий секс. Они войдут в сговор с нашими внутренними тараканами и будут оплодотворять наш мозг до тех пор, пока не появится потребность от них избавиться, потребность в духовной пище. Но все, у кого цель в жизни — эволюция, уже давно перекочевали в Интернет, где свобода выбора — главное преимущество. Умрет ли телевидение? Думаю, оно трансформируется во что-то типа симбиоза с Интернетом. Каким оно будет по наполнению? Зависит от нас... А точнее — наших детей.