В уже упомянутой мной книге «Страх и отвращение предвыборной гонки ‘72», кроме занятных и пугающих параллелей с нынешними процессами в украинской политике, меня заинтересовал и другой момент — отношение к журналистам в американском обществе полвека назад. И вообще — т. н. журналистские стандарты той эпохи в США.
Отношение (как и стандарты) кардинально отличалось от канонов, существующих в нашем обществе сегодня.
Многие десятилетия США были и остаются для подавляющего большинства украинских журналистов неким эталоном. Вопрос только в том, что из-за катастрофической профнепригодности и банальной человеческой глупости (основной пласт журналистов набирается по остаточному принципу на мизерные зарплаты; да и вообще, отсутствие способности мыслить в принципе — вполне в духе нынешнего времени) они не просто и близко не соответствуют стандартам, о которых так любят разглагольствовать, но и вряд ли выплыли бы, столкнись с ними в реальности.
Признаюсь, существовавшие тогда нравы пришлись мне по душе.
Отношения между американскими политиками и журналистами той эпохи были честными — никакого приторного лживого уважения. Ведь уважение между людьми не самых лучших сортов — это лицемерие.
«Сливы» и чернуха шли не только за деньги, но и от души.
Как и не расшаркивались перед самими журналистами. Вместо этого им били наглые морды в коридорах партийных съездов. Всё по-честному, и никаких обид — только бизнес.
Согласитесь, такие отношения честнее, даже если установлены между совершенно нечестными людьми. И это достойнее, чем сегодняшнее обоюдное очковтирательство двух каст продажных девок.
Тогда, должно быть, никто даже не предполагал, что политики и журналисты станут едва ли не однородной массой. А люди настолько оторвутся от происходящего, что не только не будут замечать творящегося абсурда и демагогии, но и станут искренне поддерживать появляющихся из ниоткуда авантюристов или молодых циничных мерзавцев с ладно подвешенными языками. Болтовня для многих заменила собой сознание.
От сложившегося паритета веет болотной безнадёгой. Ведь все (и политики, и журналисты) знают, что лучше никогда уже не будет. А если и будет, то не для всех. Вот и остаётся просто «делать бизнес», шакалить дальше — ничего личного.
Пропитавшая украинское общество апатия порождает у народа страх. Не какие-то там буржуазные фобии, а переходящую в немой ужас тревогу перед неизвестностью. За собственную жизнь и безопасность в принципе. Ведь иллюзия безопасности для человека с мозгами хомячка — тот единственный свет в конце туннеля. То же, что из него всё равно не выбраться, уже вторично.
Подавляющее большинство украинцев не представляют, как работает механизм СМИ, черпая искажённое понимание реальности из ТВ-шоу и беллетристики. Журналистов в нашей стране явно переоценивают и по-глупому им верят (что для XXI века кажется варварством), искренне не понимая, что в головы людей вкладывается ровно то, что они должны услышать.
Во что должны верить. Да, украинцы могут не верить государству, но другого государства у них нет, и думать, что государство оставит их в покое, — наивная блажь. Вопрос же веры должны решить именно СМИ. Без духовного опиума маленькому человеку — никуда, а верить кому-то для народа давно стало жизненно необходимым. Тем более, если народ этот глубоко безбожен.