Вот уже почти два года мы слышим два главных слова современной украинской политики — «реформы» и «коррупция». Если со второй нужно бороться, то первые необходимо реализовывать. Именно эти два термина и составляют основу всего постреволюционного политического дискурса Украины. И дабы научить нас, как надо жить, в нашу страну прибыли именитые иностранцы, готовые провести еще один эксперимент в отдельно взятой суверенной стране.
Термин «чикагские мальчики» связан с именем Нобелевского лауреата Милтона Фридмана и Чикагской школой экономики. Выпускники этой школы и ученики Фридмана проводили реформы в Чили во времена Пиночета. Чем закончился данный эксперимент, хорошо известно. Не будем останавливаться на Чили, скажем только, что эти изменения не имели положительного эффекта, так как почти половина населения после подобных «реформ» стала жить за чертой бедности.
Основу же «чилийских реформ» составляли такие тактические шаги, как жесткая монетаристская политика, низкие зарплаты, минимальные социальные услуги, слабые профсоюзы, приватизированные пенсионные фонды. То есть все то, что сегодня пытаются сделать в Украине.
Если обратиться к другому видному деятелю неолиберальных реформ, известному экономисту Джону Перкинсону, то в его книге «Экономический убийца объясняет» находим такие вот слова:
«Существует превеликое множество методов работы экономического убийцы, но самый распространенный — нижеследующий: мы вычисляем страну с ресурсами, интересующими наши корпорации, затем уговорами, взятками, угрозами заставляем лидеров этих стран эксплуатировать свой народ — брать кредиты, которые заведомо не удастся выплатить, приватизировать государственную собственность, как следствие, легализируя разрушение хрупких экологических систем, и в итоге продавать заветные ресурсы по дешевке».
Ничего не напоминает? Словно под Украину и писалось.
Присутствие на современной политической арене нашей страны иностранцев с весьма спорной репутацией нужно рассматривать как палку о двух концах. С одной стороны, такая ситуация разрешает Западу контролировать действия украинской власти и, хотя бы минимально, влиять на уровень коррупции в Украине. С другой стороны, это дает возможность реализовать именно ту политику, которую хочет Вашингтон, но отнюдь не украинский народ.
Реформы, которые воплощаются в жизнь ради удовлетворения наших иностранных партнеров и получения кредитов, никогда не будут способствовать возрождению национальной экономики и повышению жизненного уровня украинских граждан. При вероятности определенных макроэкономических успехов подобных реформ мы не сможем увидеть позитивных изменений на микроэкономическом уровне. Непонимание или же нежелание наших властей понять пагубность такой реформаторской модели может очень дорого стоить всей Украине. В условиях военной агрессии Кремля слабеющее украинское государство не сможет адекватно противостоять врагу. Более того, сохранение нынешних тенденций будет способствовать реализации двух ключевых политических рисков. Первый касается всевозрастающей вероятности социальных бунтов, погромов и самосудов, на которые могут пойти доведенные до отчаяния люди. Второй же риск связан с возможностью смены политических элит, когда на фоне повального обнищания может укрепиться российская «пятая колонна» и даже взять власть. То есть разговоры о реванше «регионалов» — это отнюдь не басни, а риск высокой степени вероятности.
Присутствие в украинской власти таких личностей, как Наталья Яресько, Михаил Саакашвили, Саша Боровик, и других вызывает не лучшие из чувств. Я хотел бы ошибиться, но факты и цифры последних полутора лет говорят сами за себя. Ведь, кроме громких фраз и целенаправленной деятельности на реализацию плана «шоковой терапии», который плохо применим в условиях современного украинского исторического момента, мы не видим реальных шагов, способствующих развитию внутреннего рынка или же борьбе с коррупцией. Более того, украинский народ становится свидетелем «веселой распродажи», когда с молотка уйдут последние стратегические ресурсы нашей страны, а кредитная кабала МВФ и других организаций на многие десятилетия вперед закроет дорогу украинскому государству в будущее возможностей, ибо все время над нами будет висеть долг перед западными партнерами.
Такой эксперимент имеет все шансы закончиться большим провалом. Украине он может стоить не только экономики, но и государственности. Ведь лучшего подарка, чем удавленная кредитами и собственным банкротством, ориентированная на экспорт дешевого сырья, полная негодующих и недовольных граждан Украина, трудно сыскать для Владимира Путина.
Реформы украинской власти ( а по-простому «социальная гильотина») не смогут оправдать даже малую долю общественных ожиданий, которые, и это всегда нужно помнить, есть закономерным следствием Революции достоинства и войны в Донбассе. И в данной ситуации можно говорить, что только Президент Украины способен пустить государственный корабль в нужное русло. Если же он этого не сделает, «утонет» не только власть, но также народ и вся страна, которую отдали на растерзание безответственным и алчным временщикам.