Когда в далекие 1980-е в киевских квартирах начали появляться стационарные телефоны, это было настоящим событием. Сейчас сложно в это поверить, но когда-то топорно сделанный аппарат с вертящимся циферблатом был чем-то нереально фантастическим. На подъезд было всего 2-3 квартиры, владельцы которых были счастливыми обладателями телефонных точек, остальные же завидовали и терпеливо ждали своей очереди.
Да, да. Сейчас это кажется маразмом, но когда-то, чтобы в квартире появился стационарный телефон, причем даже не радиотелефон, а самый обычный, дисковой, на проводе, нужно было годами стоять в очереди. Либо же можно было попытаться обойти эту очередь, но для этого нужно было либо иметь блат, либо быть льготником, а еще лучше и то, и другое.
А вот тем киевским семьям, где не было ни дедушки-ветерана, ни бабушки — героя социалистичского труда, ждать пришлось аж до 1990-х. Именно в 1990-е в Киеве начали устанавливать стационарные телефоны в квартирах простых смертных.
И вот парадокс, за какие-то неполные 30 лет, когда-то вожделенная услуга, которая казалась такой необходимой и современной, вдруг оказалась совершенно ненужной.
Нет, безусловно, потребность в звонках осталась и, более того, она существенно возросла, вот только стационарный телефон уже не поспевает за потребностями абонентов.
Когда вы последний раз диктовали кому-то номер домашнего телефона? Сложно вспомнить, не правда ли? А ведь все очень просто: на смену когда-то такому удобному стационарному телефону пришла еще более удобная мобилка. Вот и все. Как говорится, лучшее — враг хорошего.
Компьютер стал началом конца печатных машинок. Когда появился Интернет, люди перестали ходить в библиотеки. А с появлением мобильной связи стационарный телефон стал чем-то совершенно не нужным.
Согласно результатам исследования Киевского Международного института социологии, в 2015 году пользователей мобильной связи в Украине в 2,3 раза больше, чем пользователей стационарных телефонов. Иными словами, мобилка есть у 89% населения, а вот стационарный телефон в квартирах стоит только у 38% населения. Это даже не каждый второй. Нет, телефонные точки не отрезали и АТС не перестают предоставлять услугу. Просто эта услуга уже никому не нужна.
Если раньше и была конкурентная борьба между стационарной и мобильной связью, то она завершилась в течение 2006-2008 годов, и сейчас мобильная связь является бесспорным лидером, дальнейшее распространение которой сдерживают только возрастные и поселенческие ограничения.
Динамика пользования мобильными и стационарными телефонами взрослым населением Украины в течение 2004-2015 годов
График составлен Киевским Международным институтом социологии
И вот в свете столь удручающей реальности Нацкомиссия, осуществляющая госурегулирование в сфере связи и информатизации, приняла решение повысить с 15 сентября предельные тарифы на услуги фиксированной городской связи на 14% и сельской телефонной связи — на 27%.
Говоря на простом языке, нам решили поднять цены на то, на что не было спроса и при более дешевом раскладе.
Безусловно, речь не идет о сумасшедших деньгах. Это нельзя сравнить ни с космическими тарифами на воду, ни с дорожающей электроэнергией.
По сути, то, что стоило копейки, на такие же копейки и подорожает. Для населения и бюджетных организаций абонентская плата за пользование стационарным телефоном в городах и райцентрах составит 33,26 грн в месяц без почасовой оплаты и 29,91 грн в месяц с почасовой оплатой.
Население ПГТ и сел будет платить за стационарную связь 26,32 грн в месяц без почасовой оплаты и 23,01 грн в месяц с почасовой оплатой.
Что такое при сегодняшних ценах 30 гривен? Ровным счетом ничего, но будут ли украинцы платить за стационарный телефон после подорожания? Безусловно, кто-то будет. Но учитывая, что сейчас у каждого в кармане лежит мобильный телефон, а то и не один, желающих оплачивать платежки за услуги стационарной связи будет немного.
Я не могу упрекнуть чиновников в неоправданном подорожании, ведущем к краху самой услуги. Вовсе нет. В свете растущих тарифов это вполне логично и объяснимо, тем более что речь идет о копейках.
Только вот как-то грустно, что за какие-то неполные 30 лет то, о чем так отчаянно мечтали наши родители, нам оказалось уже совсем не нужным. Я уже молчу о том, что наши внуки будут смотреть на стационарный телефон как на какую-то ретродиковинку...