Очень много критических и даже уничижительных откликов о сериале «Последний москаль». Честно говоря, сам смотреть этот сериал даже не пытался, но допускаю, что критика вполне справедливая. Единственное что вызывает неприятие — снобизм самих критиков. Такое впечатление, что искушенная публика пришла в органный зал, а перед нею там вдруг сыграли на балалайке. Ведь получается, что люди критикуют киномыло именно за то, что оно соответствует законам этого суррогатного, в общем-то, жанра!
Конечно, знаю, что есть и умные сериалы вроде «Карточного домика» или «Игр престолов». Но ведь не они делают погоду, да и наивно было бы думать, что наша, мягко говоря, хилая киноиндустрия сразу выдаст на-гора что-нибудь эдакое.
Признаюсь, что иногда автор этих строк все же смотрит сериалы — российские. Дело в том, что их постоянно крутят в микроавтобусах, совершающих междугородные рейсы. Надо сказать, что этот вид транспорта не самый удобный, но раза три-четыре в год приходится им пользоваться. Так вот, как правило, в таких маршрутках показывают не очень продолжительные сериалы о российских ментах и прочих силовиках. Кстати, вроде бы Верховная Рада даже запретила такое кино показывать, но уверяю, что в междугородних маршрутках этого запрета не заметили.
Так вот, перед Пасхой ехал такой маршруткой из Киева в Сумы и несколько часов в полглаза смотрел многосерийный фильм про хорошего и умного питерского мента, который, чтобы поймать преступника, отправился в деревню. К фильму можно предъявить те же претензии, что и к «Последнему москалю»: банальный и легкоугадываемый сюжет, ходульные персонажи: менты, бандиты, селюки... Все очень плоско и предсказуемо.
Однако вместе со мной в маршрутке ехали трое работяг. И как же смачно они поглощали это киномыло! Хохотали над плоскими шутками, искренне сопереживали персонажам, комментировали банальнейшие повороты сюжета... Давно не видел, чтобы люди с таким интересом и удовольствием смотрели кино! Надо сказать, что автор этих строк немного выше среднего роста — так один из работяг даже попросил меня отбросить спинку кресла, а то ему из-за моей головы не видно. Жалко, что хлопцы сидели у меня за спиною — понаблюдать за ними было бы куда интереснее, чем за героями фильма.
Не так уж важно, что говорят о «Последнем москале» звезды украинского «Фейсбука». Куда важнее, как его воспринимают жители райцентров и сел — основные потребители продукции киномыловарения. Думаю, массовому отечественному зрителю нужны именно популярные (и пусть даже до определенной меры глупые) сериалы с правильными мировоззренческими посылами.
Кстати, кроме развлекательной составляющей, российские сериалы несут еще и определенные идеологические постулаты: что, несмотря на отдельные недостатки, все у нас хорошо и правильно; что, несмотря на наличие плохих людей, хорошие люди победят плохих, а начальство разберется — и справедливость обязательно восторжествует! Кстати, то, что именно питерские часто фигурируют в положительных коннотациях, видимо, тоже неспроста. При этом нет никакого пафоса, а все так очень простенько подается.
Один из законов диалектики гласит, что количество перерастает в качество. К киномыловарению и к киноиндустрии в целом этот постулат имеет самое непосредственное отношение. Невозможно снимать только гениальные фильмы. Наоборот, хорошие кинофильмы как бы произрастают из массы киношлака. Думаю, когда в Украине будут в год снимать с десяток сериалов, то один из них (а, может быть, даже целых два!) непременно окажутся удачными и заслужат одобрение даже взыскательной публики.
А пока что, панове критики, будьте к «Последнему москалю» снисходительны, а лучше подумайте над созданием достойного сценария.