Игорь Коломойский ушел в отставку с поста губернатора Днепропетровской области. Соответствующее прошение удовлетворил Президент Украины Петр Порошенко. Сделал он это ночью, в любимый час творения великих дел.
Символизм решений Порошенко, связанных с Коломойским, лучше всего демонстрирует официальное интернет-представительство Президента. Так, в 1:40 ночи 25 марта, Гарант утверждает изменения в закон «Об акционерных обществах», а спустя пять минут, в 1:45, подписывает Указ об отставке Игоря Коломойского. Эта новость сразу же становится мощным информационным поводом, который формирует повестку дня.
Решение Петра Порошенко удовлетворить прошение Коломойского об отставке больше вписывается в канву политической тактики, но не стратегии. Ведь если сегодня можно говорить, что в трудный для Украины момент олигарх Коломойский достойно прошел испытание властью, то об олигархе Порошенко этого сказать нельзя. Люди не видят в президенте государственного деятеля, а видят политика, который пытается балансировать между разными финансово-промышленными группами, не способного на радикальные, жесткие меры по отношению к тем, кто создал свой бизнес за счет украинских налогоплательщиков.
Ни в коем случае здесь нельзя идеализировать и Коломойского. Просто всегда нужно все называть своими именами.
Фактом остается то, что в исторический для Украины момент именно олигарх Коломойский не побоялся взять на себя ответственность, бросив прямой вызов не кому-нибудь, а самому Владимиру Путину, и сумел удержать стратегически важный для Украины регион от засилья сепаратизма и терроризма. К слову, такой вызов не бросил ни олигарх Ахметов, ни Фирташ, ни Тарута, ни Пинчук. Несмотря на этот факт, украинская власть не трогает бизнес перечисленных олигархов, а вот Коломойским заинтересовалась.
В отличие от Петра Порошенко, который не продал свой бизнес, как и обещал всему украинскому народу, Игорь Коломойский потерпел финансовые убытки и в Крыму, и в России. Но не испугался, не опустил руки, не пошел на поклон к кремлевскому «царю», то есть в важный для страны час не поставил свои бизнес-интересы выше интересов государства. И это достойно уважения.
Конечно, можно сказать, что Коломойский в первую очередь защищал именно свой собственный бизнес, понимая, что с приходом Путина его просто отнимут. Но то, что он делал это, способствуя укреплению национальной безопасности Украины, тоже факт.
Вопрос отставки Коломойского носит исключительно государственный характер, ибо таким своим Указом Президент Порошенко создал прецедент. Дело в том, что Гарант поставил не так Коломойского, как самого себя в определенные рамки. Общество ждет дальнейших шагов, объяснений и, конечно же, реформ, которых нет. Общество хочет понимать, почему был уволен Коломойский. Если же в интересах государства, то есть в связи с несогласием теперь уже экс-губернатора с политикой власти касательно изменений в закон «Об акционерных обществах» и будущего энергетической сферы, такое решение Президента Украины имеет право на жизнь и собственную логику. Президент демонстративно показывает, что он главный и все, что касается стратегических вопросов управления страной, решать именно ему. Государство, и никто другой, должно иметь монополию на применение силы и в нужный час реализовать свое право на использование такой монополии. Ведь Петр Порошенко, в своем роде, создал условия для построения новой модели борьбы с коррупцией в Украине. Теперь главное, чтобы Президент продолжал действовать так же по отношению и к представителям других финансово-промышленных групп, которые, как и Коломойский, являются совладельцами многих государственных компаний.
Но если же решение об отставке Коломойского было принято, дабы угодить одной финансово-промышленной группе за счет другой, тогда мы не увидим ничего нового, чем мог бы удивить Президент Украины. Более того, если реально именно последнее предположение, возникает один вопрос: чем же тогда отличается власть Петра Порошенко от политического режима Виктора Януковича?
Также нужно учитывать и то, что последует дальше. Если Президент отправит в отставку еще и Игоря Палицу, который сегодня занимает пост губернатора Одесской области, мы сможем констатировать именно борьбу кланов, а не государства против олигархии. Зачистка людей Коломойского не даст желаемых результатов, а будет способствовать усилению внутреннего противостояния, чем непременно воспользуется наш главный враг.
Туманной тайной остается и имя кандидата на должность губернатора Днепропетровской области. Если следовать парадигме монополии государства на применение силы, это должен быть человек, ориентированный исключительно на Президента Украины, а не какую-либо из политических, региональных или же олигархических групп. Последовательность и системность бывают эффективны. И это именно тот случай, когда они могут быть востребованы при принятии решения главой Украинского государства.
Ошибкой Коломойского можно считать его эмоциональность, экспрессивность и нежелание подчинятся воле кого-либо, будь то даже государство. Он не привык, чтобы ему указывали, а реформы не терпят «баронов-разбойников», которые привыкли диктовать правила, а не исполнять законы. И в данном случае все могло бы быть правильно, исходя из такой характеристики, если бы Петр Порошенко боролся именно со злостным вредителем, но не таким же, как он сам, олигархом. Ведь от перестановки личностей уже сформировавшаяся порочная система олигархического паразитирования на государстве не разрушается. Это случается только под натиском политической воли, принципиальности и желания войти в историю именно в качестве последовательного и эффективного государственника, а не в качестве только политика и олигарха, пусть даже в должности президента страны.