На днях гостил у меня один товарищ из некогда братской страны. Когда-то мы вместе долбили гранит высшего образования. После десяти лет жизни в разных странах я рад был узнать, что в отличие от многих его соотечественников, товарищ не стал жертвой беспощадной пропаганды, уже более полугода мямлящей, что, мол, Путин-то тут причем? Но не суть.
Продолживший в отличие от меня свой академический путь вплоть до доктора наук, товарищ за рюмкой поведал, что в модных российских вузах нынче исключительно популярен такой предмет как «Геополитика». В свое время он у нас тоже был очень популярен. Маккиндер, Хаусхоффер, Бжезинский с его «Великой шахматной доской» — глобальные размышления о судьбах мира, эпической борьбе Моря и Суши, все это чем-то напоминало некоторые места из «Властелина колец». И уж, конечно, было куда интересней, чем унылые «Основы местного самоуправления»...
Я упивался геополитикой, считая, будто прикасаюсь к каким-то тайнам мира, открываю для себя невидимые механизмы его существования, тем более, что на тот момент Украине в этой науке уже отводилась немаловажная роль, ибо адепты обеих противоборствующих сторон признавали, что этой территории суждено решать судьбу вселенского противостояния между Востоком и Западом. Правда, до нас, все еще рожденных в СССР, не всегда доходило, что ключевым словом здесь было именно «территория».
Увы, будь то Бжезинский или Дугин, оба в своих трудах рассматривали (да и рассматривают) нашу страну исключительно как необходимый артефакт, объект обладания для обретения некоего превосходства.
Помню, я тогда вынашивал хитровыделанную концепцию, мол, коль уж мы так сильно нужны и тем, и другим, то нужно расслабиться и стричь купоны. О том, что это фэнтези когда-нибудь может стать нашей реальностью, тогда не мог помыслить не только я, но и вообще никто. Включая Леонида Даниловича Кучму, который довольно успешно умудрялся воплощать эту концепцию в жизнь.
И вот игры кончились. Началась настоящая геополитика. И то, что она нынче столь популярна в российских вузах, совершенно не случайно. Если не считать полоумного графомана Дугина, геополитикой в России с некоторых пор занимаются очень серьезные люди, генерал-полковники и доктора фсбшных наук. Разрабываются теории и концепции, в сравнении с которыми «Русский мир» — местечковый проект отдельно взятого патриарха.
И все же. Если не вдаваться в ненужные подробности, то из всего курса этого замечательного предмета я вынес два глобальных вывода. Во-первых, геополитика появилась там, где нужно было объяснить свои претензии на чужую территорию и мировое господство. Не случайно ведь основными школами этой науки считаются: немецкая, американская, английская, японская и российская. Именно российская, так как в Советском Союзе, захватившем 1/6 часть суши плюс «страны СЭВ», геополитика стыдливо считалась лженаукой.
Во-вторых, суть описываемого в геополитике противостояния заключается в том, что оно бесконечно. Примерно как борьба добра со злом (просто каждая из сторон считает себя доброй). Причем с тем же результатом.
Таким образом, очередная война, развязанная нынче Россией на нашей территории, по своей сути бессмысленна. Так же как потуги наполеоновской Франции, фашистской Италии, нацистской Германии или императорской Японии. Ее цели призрачны, а результат — закономерен.
Правда, вот уже пять столетий эти геополитические разборки так или иначе опустошают наши земли покруче любой саранчи. И то же самое происходит и сегодня.
Но с учетом всего сказанного у меня для вас есть хорошая новость: в нынешнем противостоянии Украина не проиграет (бывало и хуже). Хотя, увы, и не выиграет...