Минувший четверг, 21 февраля, уже окрестили «черным днем украинского футбола». Все три клуба, выступавшие в Лиге Европы, «Динамо», «Металлист», «Днепр» вылетели из Лиги Европы на унизительно ранней стадии, 1/16 финала. Так ведь не просто три клуба покинули турнир: в
Результат тем более обиден, если вспомнить, что тройка российских клубов дружно прошла в следующий этап ЛЕ. Что, заодно, не дает украинским командам возможности прибегнуть к традиционному в таких случаях оправданию: мол, в нашей стране сезон еще не начался, игроки далеки от оптимальной формы. Россиянам почему-то набрать форму удалось.
Естественно, можно найти массу чисто спортивных причин: и те же физические кондиции футболистов, и травмы, и не успевшие влиться в новый коллектив новички, и ошибки арбитров... Но это всё из серии поиска хоть каких-нибудь причин. Потому что логически объяснить, каким таким чудом три украинских клуба в шести матчах с далеко не самыми именитыми соперниками умудрились забить на всех аж 2 (два!) гола, всё равно трудно.
Но я попробую. Рискну предположить, что причины надо искать не на полях сражений и даже не в тренерских штабах.
Придется вспомнить, что не только политика концентрированное выражение экономики, но и большой спорт, в свою очередь, концентрированное выражение и политики, и экономики, и еще кое-чего.
Футболисты не глухие и не слепые роботы, тренирующиеся в вакууме. Специфика украинского клубного футбола общеизвестна это чемпионат амбиций олигархов, в свою очередь, зависимых от власти. Игроки при таких условиях просто обязаны быть немножечко экономическими аналитиками и чуть-чуть политологами. А уж если какие-то форварды-голкиперы слишком поглощены тренировками и матчами, то их агенты точно заткнут за пояс многих дипломированных политических и экономических экспертов.
А какая у нас была топ-тема межсезонья? Правильно, все говорили о том, сколько клубов не доживет до второго круга чемпионата. Неужели игроки не слышали разговоров о том, что Коломойский якобы прекращает финансировать «Арсенал», «Волынь» и «Кривбасс», о том, что на грани выживания оказалась «Таврия»? Как вы думаете, посещали ли игроков «Днепра» мысли о том, а не решит ли Игорь Валерьевич сэкономить и на их клубе?
Да в «Днепре» с лихвой было о чем поразмышлять после краха «Аэросвита» и остановившихся метзаводов. А тут еще непрекращающееся гадание: отберут ли у Коломойского «Приватбанк»? Два огромных ферросплавных завода замерли, самолеты из-за долгов не летают нет, вы точно уверены, что хватит денег на футбол? Коломойский с наёмными работниками (а чем футболист принципиально от металлурга отличается?) никогда не церемонился, и так называемая социальная ответственность, прямо скажем, не самая заметная сторона его бизнеса.
С «Металлистом» еще веселей. Был один владелец, Ярославский. Хороший был президент клуба, всей душой с командой, нарадоваться не могли. И тут бац! Продано! Кому продано, почему продано, кто такой этот Курченко, что за компания «Газ Украины»? Лучшие украинские журналисты с ног сбились, выясняя, что это за птица и кто же за ним на самом деле стоит. Месяца два ушло, чтобы как-то в этом вопросе разобраться. А версии какие по ходу выдвигались одна другой краше, и главное, все повышали боевой дух команды, морально-волевые качества и все такое.
Ну а с «Динамо»-то что? Вроде бы, братьев Суркисов пока не раскулачивают, слухи о продаже клуба не циркулируют, но в команду даже за очень большую зарплату наотрез отказываются переходить легионеры. Отказываются и всё тут. Причем это ж не какой-нибудь Балотелли крутит носом: «Dynamo? Dont know!» Список иностранцев, отвергнувших предложения киевского клуба, уже неприличной длины: Сарате, Арнаутович, Кисслинг, Гранквист... Последняя новость отказался ехать в Киев даже не ахти какой нападающий «Болтона» (команды, вылетевший из английской Премьер-лиги!) Давид Н`Гог. Если уже такие отказывают...
А что же Блохин, выдающийся тренер-мотиватор? А вот что: «Давайте будем говорить откровенно иностранцы больше приезжают за деньгами. О киевском Динамо немногие знают, а вот украинцам проще донести, что такое Динамо». Да уж, мотивировал дальше некуда.