Биоцентризм — это новая научная концепция Роберта Ланца. Она подобна удару тока, или мощному порыву ветра, который сбивает с ног, переворачивает все с ног на голову. Первое впечатление — шок, ступор. Постепенно на их место приходят новые мысли. А может Ланца прав? Он утверждает, что реальность это — не реальность, а порождение нашего сознания. И если я закрою глаза, заткну уши и не буду двигаться мир вокруг меня растворится и превратится в мириады волн вероятности, которые не имеют ни цвета, ни запаха, ни формы?
С таким ощущением ты ходишь несколько дней. Пытаешься свыкнуться. При этом думаешь, думаешь, думаешь...
И вдруг! Бац. Новая мыль, как озарение. Стоп. Да-да, это все очень интересно: биоцентризм, реинкарнация, квантовая неопределенность, мир порожденный сознанием. Но, по здравом размышлении, возникают вопросы.
Вопрос первый. Автор концепции оперирует понятиями: реальность, иллюзия, сознание и т.п. Но ведь сами эти понятия, это — слова. В эти слова облечен некий смысл. И трактовать его можно по-разному. Подразумевать можно тысячи оттенков смысла. И какой из них — верный? Их тысячи. А что же остается постоянным?
СЛОВО.
Кстати, именно о слове, о языке Ланца пишет крайне скудно. Он упоминает дуалистическую природу языка, которая плохо подходит для обдумывания фундаментальных вопросов бытия.
А теперь — стоп еще раз.
Что есть язык, что есть слово? Элемент сознания? Без сомнения. Тогда почему язык плохо подходит? Почему сознание порождает столь «корявый» инструмент? Ведь окружающий мир, Вселенная, якобы порожденные тем же сознанием, по утверждению автора биоцентризма — непротиворечивы.
Почему же язык противоречив? Здесь явная нестыковка.
Тут отсутствует не только логика и здравый смысл.
Именно Слово — основа всего. Не просто сознание. А Слово.
«В начале было Слово».
Как ни крути, а все равно возвращаешься именно к этому. Вне слов, любая концепция, в том числе и концепция биоцентризма — ничто. Вне осмысленных слов ничто не существует. Уберите слова, понятия из окружающего мира и вы получите — нагромождение... непонятно чего, потому что тому не будет определения.
Мы не знаем, как животные, птицы и насекомые, не оперирующие словами, воспринимают окружающий мир. И не узнаем никогда. Но мы точно знаем, что без слов человек больше не будет человеком.
У Ланца есть еще одно определение языка. По его мнению, он «развился для общения на символическом уровне». Хорошо. Но, в другом месте, автор биоцентризма пишет, что время — иллюзорно, оно — лишь порождение сознания. Так как же язык мог РАЗВИТЬСЯ? Ведь развитие есть категория, связанная со временем, которого вне сознания, по Ланца, не существует.
Но, пусть даже так. Тут возникает еще один вопрос. Почему языки у людей разные, а представление об окружающем мире практически одинаковое?
По крайней мере, и украинец, и поляк, и русский и еврей могут отличить книгу от дома, а чайник от ракеты и дать им четкое описание. Но — каждый на своем языке. Для чего же такие языковые сложности, если окружающий мир — лишь порождение непротиворечивого человеческого сознания?
Идем дальше. Момент рождения и появления сознания. «Мы не представляем, как вообще возникает сознание», — пишет Ланца. Точно так же он не может ответить на вопрос — что такое сознания, лишь резонно замечая, что это не физиологическая категория.
Рождение, появление нового сознания. Судя по некоторым пассажам, автор биоцентризма подводит нас к идее реинкарнации, перерождения. Конечно же, облекая это в некую научную (или псевдонаучную) форму.
Но — стоп.
Если сознание это, по Ланцу, некая форма энергии, которая как известно не исчезает, зададимся простым вопросом: зачем вообще человек «порождает» в своем мозгу (а ведь именно это постулирует Ланца) рождение и смерть? Почему бы сознанию не нарисовать Вселенную, в которой живут неумирающие существа?
Здесь есть и смежная тема — свобода воли. Наше сознание зависимо или независимо? Если сознание имеет полную свободу — что (или кто?..) мешает людям «перерисовать» картину Вселенной, картину окружающей жизни по другому? И, к слову, почему все человеческие сознания рисуют человеческое существование, основываясь на одинаковых принципах — рождения, жизни и смерти? Что мешает сознанию/энергии придумывать разные формы? Почему мир у всех людей похож (а сны, к примеру — нет)? Почему все люди оперируют категориями времени и пространства? Кто придумал правила конструирования сознанием окружающей действительности?
В книге Ланца есть еще один странный пассаж — про дух, который «заточен в теле». Как минимум такие высказывания для ученого не вполне корректны. Как максимум это — намек на катаризм. Есть вообще подозрение, что Ланца не только приверженец восточных культов и идеи реинкарнации, но и осовремененный гностик, а возможно, местами и пантеист. Все эти элементы прекрасно сочетаются. Особенно, если у человека богатое воображение. А оно у отца биоцентризма — более чем богатое.
Не удивлюсь, если вскоре биоцентризм превратится в новую религию. Так же как и дарвинизм в свое время.
И еще по поводу научности. Ланца пишет: «Наука и религия плохо сочетаются друг с другом». А вот на другой странице находим: «Биоцентризм обнаруживает сходство с некоторыми постулатами восточных религий». Как это состыковать, видимо известно только автору концепции биоцентризма.
Видеоверсия блога: