Недавно памятник князю Владимиру в Киеве облили красной краской. Борьба с памятниками — последнее дело. Вместе с тем, это хороший повод попробовать взглянуть на один из символов Киева под совершенно новым углом...
Начнем с того, что памятник создавали несколько человек: статую Владимира — Пётр Клодт, пьедестал — Александр Тон, барельефы — Василий Демут-Малиновский.
Идея памятника принадлежит Демут-Малиновскому, который подал на высочайшее рассмотрение «Проект на сооружение в городе Киеве на высшей крутости угла Александровской горы, над самым тем местом, где совершилось крещение русского народа — памятника Св. Равноапостольному Князю Владимиру». Здесь стоит отметить, что изначально Демут-Малиновского предлагал, чтобы св. Владимир держал крест наклоненным, а пьедестал был в виде скалы, с обеих сторон которого били фонтанчики. Вполне закономерно, что Николаю I идея с фонтанчиками Крестителю Руси не очень понравилась и он отправил проект на доработку.
Интересно также, что против строительства памятника выступал киевский митрополит Филарет, который полагал, что ставить фигуру идола наибольшему борцу с идолопоклонством — кощунство чистой воды.
Реакция Филарета, идея с почему-то наклоненным крестом и скалой (неотесанным камнем) объясняется, если взять во внимание тот факт, что Тон и Демут-Малиновский были членами масонской ложи.
Это, в свою очередь, заставляет более пристально присмотреться к скульптурным изображениям, которыми изобилует памятник.
Начнем с главного. Памятник Владимиру кишит языческими и мистериальными символами. А масоны, как известно, ведут свою родословную именно из древних языческих мистерий.
Что же мы видим на памятнике?
Перекрещенные факел и ритуальный кельтский нож.
Как вы сами понимаете, ни один ни второй компоненты не имеют к христианству никакого отношения. Вместе с тем, они имеют непосредственное отношение к язычеству и масонству.
Кельтский нож. «Использовался как нож для жертвоприношений перед началом военных действий» (источник)
Украинский историк, автор исследования «Кельты на землях Украины» Геннадий Казакевич в предисловии к своей монографии пишет: «Идею „кельтскости“ удачно использовали идеологи Французской революции. Ища обоснование кровавым событиям 1789 — 1794 гг. они использовали идею, согласно которой борьба народных масс против аристократии и монархии должна была представляться как восстановление исторический справедливости — восстание покоренных галлов (кельтов) против завоевателей франков (германцев), от которых вела свое происхождение французская родовая знать. Предлагалось даже переименовать французские города и вернуть им „исторические“ кельтские названия: Париж должен был стать Лютецией».
По поводу взаимосвязи масонских идей и Французской революции — писано-переписано и добавить тут нечего. А вот момент с переименованием интересный. Масоны и поныне чаще используют кельтское название Лютеция, как то — масонская Провинция Лютеция, масонская ложа «Лютеция» (в России) и т.п.
Факел. Символ свободы. Можно было бы трактовать его в христианском ключе (хотя, это все же не христианский, а языческий символ), если бы не кельтский нож. Посему, в данном контексте следует рассматривать факел, как элемент чисто языческий и мистериальный. Факел — атрибут богини ночи, ужаса, колдовства, плодородия — Гекаты. Вероятно, именно образ этой богини вдохновлял создателей известной американской статуи Свободы, которую смело можно назвать одним из публичных символов масонства.
Геката — одна из важных участников знаменитых Элевсинских мистерий, которые являются знаковыми для масонов.
В этом же ключе может рассматриваться крест с элементами, так называемой, змееногой богини (аналог Гекаты).
Голова быка, который опирается на два опущенных факела и ленты, напоминающие извивающихся змей.
Змеи — древний языческий символ.
Опущенные факелы — символ смерти.
Голова быка с элементами растительности, плодородия — знаковый элемент. Особенно он интересен в том ключе, что поднятые вверх рога и опущенные книзу уши напоминают лабрис — двусторонний топор. А топор этот, как пишет питерский исследователь Игорь Шауб, обозначает единение мужского и женского начал, что также имеет важное значение в мистический мифологии масонства.
Добавим к этому, что бык — символ женский вульвы, символ Великой Богини (если рассматривать рога, как лунный серп), а также — культа Диониса. Известный исследователь древности Вячеслав Иванов полагал, что дионисийская регигия происходит из все того же темного культа Богини Ночи — Гекаты.
К сказанному можно также добавить языческие кельтские узоры. Но на них останавливаться отдельно не вижу смысла.
Неожиданный элемент (если мы его правильно «прочитали») — еврейская буква зайн — ז, которая угадывается в элементе узора плаща Владимира. Происхождение буквы прослеживается от слова, обозначающего «оружие». Возможно, здесь можно провести аналогию с кельтским ножом и кельтскими узорами.
Интересно также, что крест, вписанный в символику змееногой богини, скорее напоминает все ту же еврейскую букву зайн, которая в иврите обозначают также «фаллос» (в крайне грубом, ругательном значении). Из-за грубого смысла, как утверждает «Википедия», в жаргонном иврите возникло устойчивое выражение «суг зайн» — «седьмого сорта», в переносном смысле — самого низкого качества из всех возможных.
Итак. Резюмируем.
Памятник Святому Владимиру, действительно, изобилует языческий, мистериальной и, возможно, каббалистической символикой очень близкой масонскому мироощущению. Мы не детализировали смысловую нагрузку элементов. Это работа для отдельного исследования, которое возможно когда-то появится.