Исход виртуального матча за обладание акциями ФК «Динамо» (Киев) между командами Суркиса-Згурского и другого акционера (компании «Пасифик), похоже, уже предрешен. Поэтому на днях нынешние собственники «Динамо» выпустили на поле супер-защитника – Леонида Кравчука.
Леонид Макарович не менее дорогая часть «активов» социал-демократов объединенных, чем само «Динамо». Складывается впечатление, что так же, как и футбольный клуб, фигуру Кравчука эсдеки включают в дело, когда оно принимает критический оборот для их бизнесовых или политических планов. Но если раньше казалось, что «Динамо» и Кравчук «работали» синхронно, параллельно, для обеспечения планов СДПУ (О), то сегодня первый Президент Украины и «влиятельный общественный деятель» вынужден действовать уже для сохранения самого «Динамо» в сфере влияния эсдеков.
При самых неблагоприятных для бизнес-группы братьев Суркисов обстоятельствах ЗАО «ФК «Динамо» (Киев) может перестать быть их собственностью уже 21 сентября, менее чем через месяц. Именно тогда в Печерском районном суде Киева состоится рассмотрение дела по иску компании «Пасифик Интернешнл Спорт Клабз Лимитет» (одного из акционеров «Динамо») к президенту футбольного клуба Игорю Суркису и председателю совета акционеров ЗАО «ФК «Динамо» (Киев)» Валентину Згурскому. Требования «Пасифика» - признать сделки по приобретению Суркисом и Згурским у оффшорных компаний акций «Динамо» незаконными. Тогда при покупке акций ФК у оффшорок была, как утверждает «Пасифик», проигнорирована оферта, дающая преимущественное право «Пасифика» на выкуп этих акций.
Судя по всему, рассмотрение этого дела в суде не сулит ничего хорошего Суркисам: «Пасифик» может предъявить суду и проигнорированную оферту, и попытаться доказать, что запрос о желании компании приобрести акции был отправлен оффшорами за границу простым письмом без уведомления. В результате, руководство «Пасифика» получило его спустя месяц после отправления и физически не могло принять решение о выкупе акций до того, как акции уже скупили Суркис и Згурский.
Как принято в украинской политике (возможно, с «легкой руки» и самих эсдеков), когда в суде иссякают правовые аргументы, в ход идут эмоции, громкие заявления и мощная PR-компания в СМИ. В нашем случае, как и ожидалось, на арену вышел Леонид Кравчук. По его словам, которые приводит агентство «Українські новини», суд не может быть объективным, поскольку «судьи отрабатывают заказ новой власти с целью смены собственника контрольного пакета акций футбольного клуба».
Экс-глава государства, а ныне один из лидеров СДПУ (О) рассказал журналистам о вопиющем беззаконии: «Кравчук добавил, что ему известны факты о вызове судей в кабинеты высокопоставленных чиновников, где их принуждают принимать соответствующие решения». Обычный читатель или телезритель, если он еще и страстный болельщик, конечно, возмутится таким беспределом. Но возмущение угаснет по мере того, как станут возникать вопросы по этому заявлению Кравчука.
Во-первых, если Леониду Макаровичу известны факты давления на суд, где обращение к правоохранителям? Ведь то, о чем так неосмотрительно заявил Кравчук, в Уголовном кодексе называется «Вмешательством в деятельность судебных органов» (ст. 376) и наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. Во-вторых, если он знал о преступлении, и не сообщил об этом в «органы», то, получается, что… сам нарушил требования статьи 396 УК («Сокрытие преступления»). Хотя, наверное, это и не так уж важно: за времена правления прошлого режима (в котором эсдеки занимали не последнее место) подобные нюансы никого особо не волновали.
Интересно другое. За несколько дней до «разоблачительного» выступления Кравчука, газета «Киевские Ведомости», по неофициальной информации, входящая в сферу интересов СДПУ (О), начала публиковать «расследования» о будущем судебном процессе по «Динамо» в Печерском суде. И аргументация журналистов «Ведомостей» странным образом совпала с аргументами Леонида Макаровича.
Что послужило причиной такого совпадения? Объективные обстоятельства, или предполагаемая принадлежность и Кравчука, и «Киевских Ведомостей» и «ФК «Динамо» (Киев) к одному и тому же политико-бизнесовому холдингу СДПУ (О)? А может, не последнюю роль сыграло то, что благодаря широкому жесту Игоря Суркиса Леонид Кравчук стал акционером «Динамо», и не самым «миноритарным» - стоимость подаренного Суркисом Кравчуку пакета акций только по номиналу составляет 1 миллион 720 тысяч гривень, а рыночная цена этих акций – неизмеримо выше.
Кстати, о подарках. Кравчук в красках расписал, как судья, ведущая дело «Динамо», возможно, получает взятки, подарки, и т.д. О правовой стороне таких высказываний – смотри выше: есть данные о подкупе – обращайся в прокуратуру, а уж потом комментируй это в СМИ. В противном случае – это ничто иное, как давление на суд, тем более что Кравчук, как акционер «Динамо» является заинтересованным лицом.
Но раз уж зашла речь о «подарках», Леонид Макарович мог бы рассказать и о дарах господина Суркиса. Например, есть сведения, что сразу после начала судебных процессов о признании Суркиса и Згурского незаконными владельцами акций «Динамо», 12-13 мая 2005 года президент «Динамо» Игорь Суркис начал массово раздаривать находящиеся под его контролем акции клуба. За неполных два дня количество акционеров «Динамо» увеличилось на несколько десятков человек. Зачем это было сделано? Чтобы создать более эффективную структуру собственности ФК, или чтобы в случае выигрыша в суде «Пасифика», компания многие месяцы не могла собрать раздаренные акции вместе?
Интересно и само время, когда происходило дарение «динамовских» акций. Тогда судебные заседания, которые должны были установить кому же по закону должны принадлежать акции, только начались. А, может… еще четыре месяца назад Суркис знал, что проиграет дело, и готовился к этому? Может и заявления Кравчука, и истерия в подконтрольных СМИ, и компания по очернению противников и дискредитации судей тоже были заготовлены заранее? Кто знает…
Очевидно одно. Чем ближе 21 сентября, тем больше грязи будет вылито и на судью, и на «Пасифик», и на всех, кто не согласен с тем, что происходило с «Динамо» в течение последних лет. Остается надеяться лишь на то, что долго эта истерия не продлится - уж очень сильно видны «уши» заказчика, уж слишком чувствительно для всех его безнадежное положение.