Как нам избежать участи Грузии? Война на Кавказе и украинский федерализм
Автор:
Вячеслав Азаров
Вячеслав Азаров, председатель Политисполкома Союза анархистов Украины, специально для «Фразы»
Убежденный анархист
09.09.08 19:01
9781
Давно мир не колотило так, как с началом пятидневной войны на Кавказе августа 2008 г. Даже агрессия США в Ираке имела не столь большой резонанс, да и потенциально не могла иметь таких геополитических последствий, как российско-грузинский конфликт в Южной Осетии.
В СМИ поднялась волна истерии о возобновлении холодной войны, новом противостоянии «демократического мира» с «русским медведем». О начале имперского реванша России за разгром СССР и захватнических планах Кремля по возвращению своих колоний. Стенания достигли апогея после признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии. Естественно, атлантисты Украины заголосили, что грузинский прецедент является прямой угрозой территориальной целостности украинского государства.
Плач по целостности
Так, Президент Ющенко заявил, что допустить ревизию территориальной целостности любой страны Европы, – значит, допустить ревизию целостности Украины. А правые политики стали пугать, что следующая мишень Кремля – Украина. Русские захотят отобрать Крым. Как следствие, Ющенко опять заторопил Украину в НАТО. Министр обороны потребовал увеличения бюджета, который пойдет на формирование новых частей и модернизацию вооружений на Юго-востоке. А в Крыму планируются беспрецедентные учения с переброской огромного количества войск. Но нашу реальную обороноспособность показал парад на День Независимости. Техника была представлена модернизированными советскими образцами 40-летней давности. И, по мнению военного эксперта, все, что сумела показать Украина на этом параде, - это отличную работу маляров, - техника выкрашена безупречно. «Обороноспособность Украины — это миф, выдуманный Ющенко, Ехануровым и горсткой националистов при власти», - заявил он.
Это объясняет, зачем Президенту нужны натовские базы в Украине, - обороняться самостоятельно «оранжевый» режим не способен. Но, как показывают его предыдущие планы, кроме международных гарантий, он ожидает от Альянса реальных военных действий на территории Украины по усмирению непокорных регионов. Вспомним легенду учений «Си Бриз 2006», по которой натовцы помогали в подавлении сепаратистского восстания на неком полуострове Руно. А на его картах были названия крымских городов. С другой стороны, безоговорочная поддержка Ющенко грузинской стороны конфликта вызывает подозрения, что Президент согласен с ее тактикой усмирения сепаратистов путем массового уничтожения гражданского населения. И, что после подобного грузинскому обучения украинских солдат американскими инструкторами, они будут готовы защищать территориальную целостность аналогичным образом. Нужна ли нам целостность такой ценой?
«Суверенную» истерику подогревают и речи другой стороны. Так шеф Евразийского союза Дугин заявил, что России необходимо срочно браться за Украину, пока она не стала членом НАТО, врагом России, вследствие чего ее потом придется «рвать на части кровью».
Ясно одно: в Европе XXI века территориальная целостность уже не является несомненной данностью. Причем, произошло это не после боев за Цхинвал. Апелляции к нерушимости границ стали смешны после прецедента Косово. Поэтому угрозу украинской целостности стоит рассматривать с позиций не этики или международного права, а потенциальной возможности. Ответ очевиден – у окрепшей России возможность есть. Даже если Медведев с Путиным сейчас ничего такого не планируют. А уже отсюда следует задаться главным вопросом: кто реально может гарантировать территориальную целостность Украины?
Заграница нам поможет?
Первым на ум приходит заокеанский сюзерен цветных демократий. Однако, ни холодная, ни тем более горячая война с Россией Штатам сейчас не по карману. Финансовая (ипотечная) катастрофа в США достигли только середины, и американская экономика продолжает стремительно падать. А эксперты предрекают еще второй вал кризиса, который ударит не только по Америке, но и по Западной Европе. Причем, только в этом году и только в США он сделает бездомными несколько миллионов человек. А в общей сложности кризис продлится примерно до 2011 г. В результате, по мнению экономистов, США уже в следующем году может объявить дефолт, что повлечет за собой обрушение доллара и мирового финансового порядка.
Понадеемся на Европу? Но последний саммит ЕС показал: не то, что на силовые акции, даже на экономические санкции к России Европа не решается. Она слишком зависима от российских энергоносителей. Причем, в ЕС боятся, что даже разговоры о санкциях или создание «газового резервного фонда» приведут к резкому повышению цен на газ в Европе. Показательно, как в день начала саммита Газпром на 30 часов отключил подачу газа в Европу, якобы для проведения ремонтных работ. Что сразу вызвало заявления Франции и Литвы об отказе голосовать за антироссийские санкции. Добавим сюда противоречия по линии «старая» — «новая» Европа. Если Западная Европа видит ЕС независимой от воли Вашингтона, то «новую» составляют страны бывшего соцлагеря, подконтрольные Америке и продвигающие вассалитет Европы от США, прикрываемый лозунгами евроатлантической солидарности. Таким образом, в самом ЕС идет борьба за независимость, и ему трудно выступать единым фронтом.
Все это сказывается на боеспособности НАТО. Как заметил ветеран европейской политики Й. Фишер, в случае реальной угрозы, оказать защиту новым странам-участницам НАТО будет невозможно. По мнению экспертов, в осетинском конфликте НАТО не стало бы защищать Грузию, даже, если бы та была членом блока.
А, по словам главы МИД Франции Кушнера, «Мы не должны угрожать, потому что это не сработает. Потому что все знают, что мы не собираемся воевать». В сухом остатке ясно, что весь арсенал ответов Запада гипотетической агрессии РФ против Украины: от фиги в кармане до камня за пазухой. Под югоосетинским городком Цхинвал началось обрушение Нового Мирового Порядка (НМП), выстраивавшегося Америкой после победы над СССР. На этом фоне попытка оранжевого режима вскочить на подножку уходящего состава НМП является убийственной для Украины. Состав идет в лучшем случае на сортировку.
Единство в разнообразии
Бессмысленно гнаться в военном бюджете за нефтедолларовой Россией. Тем более, впускать в страну натовские войска, которые реального сопротивления россиянам оказать не смогут, зато могут быть использованы в полицейских операциях внутри Украины. Главная гарантия территориальной целостности нашей страны – в единстве и согласии ее общества. А главная опасность, — не в российских танках, а в том, что «оранжевый» режим пытается принудить всех украинцев к своей концепции единства.
Режим постоянно называет свои интересы интересами Украины, а граждан, не желавших потакать его произволу, - «антиукраинскими силами». В реальности же нет никакого единого взгляда на Украину, то есть набора даже базовых понятий и критериев, разделяемых подавляющим большинством украинских граждан. Есть лишь несколько неравноправных проектов развития нашей страны.
Есть проект, навязываемый режимом Ющенко, как канонический, который можно назвать «нация Майдана». Это проект принудительного единства в однообразии через украинизацию и закручивание унитарных гаек, делающие юго-восточные области немыми и бесправными. В наш информационный век люди все больше зависят от СМИ. Тотальная «оранжевизация» эфира (культурная украинизация + политическая американизация) привела к тому, что большинство населения Юго-востока находится во враждебном информационном окружении, пропагандирующем чуждые ему ценности и подвергающем травле все, что ему дорого. Чужой культурой, историей и геополитикой режим отбирает у юго-восточного населения его детей, обучает их под свои нужды, делает чуждыми родителям. В итоге, за какие-то 2-3 года, власть сделала все, чтобы эта страна стала для юго-восточных украинцев максимально чужой. Не земля, конечно, не родные стены и улицы, но культурная атмосфера и политическая система, воцарившаяся в их родных местах.
Могут ли эти жители дорожить территориальной целостностью с теми, кто делает их социальную среду враждебной им? Нет. Сильно закручивая гайки, рискуешь сорвать резьбу. И продолжение унитарного произвола может лишь окончательно развалить наш общий дом. По последним наблюдениям журналистов, неэффективная политика в Крыму – прежде всего украинизация русских школ и введение украинского языка в делопроизводство – вызвала мощные протестные настроения, и сделало полуостров фактически российской территорией. А Донецк в конце августа встречал Президента лозунгом «Ющенко – чемодан, вокзал, Америка!». Эти люди не станут защищать такую Украину. Им, ради сохранения своего мироустройства и идентичности, легче сдаться российским «оккупантам». А при выясненной немощи украинской армии и НАТО, кто пойдет на Юго-восток, отстаивать территориальную целостность? Партизаны-националисты из Западной Украины? Их в первую очередь будут отстреливать не солдаты РФ, а местные жители, как это было с советскими партизанами во Вторую Мировую в той же Западной Украине.
Есть единственный способ, каким политический режим и Украина в целом могут заслужить верность юго-восточных украинцев и, как следствие, сохранить территориальную целостность нашей страны – это федерализация. Она и является проектом Другой Украины, альтернативным «нации Майдана». Проектом, который условно можно назвать «единство в разнообразии» и который единственно сможет разбудить патриотизм жителей Юго-востока. Патриотизм не шароварно-вышиваночный, столь милый сердцу Президента, но трезвый и сознательный политический и гражданский патриотизм людей, дорожащих общей страной. Когда регионы получат реальное самоуправление и вернут свою культурную идентичность, на первый план выйдут приоритеты гражданских свобод, свойственных внутриполитической системе.
Не секрет, что в России сейчас меньше гражданских свобод и жестче политический режим, чем в Украине. Не стоит его демонизировать. Но и незачем будет жителям Юго-востока стремиться под его юрисдикцию, когда они снова обретут себя на своей земле. Никакой нормальный человек не променяет вольности на ограничения. Мало того, при федеративном варианте развития Украины отпадет даже надобность защищать наши земли от некоего «агрессора с востока». Лишь оголтелые диктатуры могут рассчитывать на аннексию территорий, где люди довольны общим политическим домом. Российским властям некому было бы раздавать гражданство в Южной Осетии, а войска не пошли бы через Рокский тоннель, если бы осетины с грузинами жили дружно и дорожили единой Родиной. Но вся проблема в том, что благодаря унитарной политике грузинского государства, родины у них получились разные. Нельзя повторять такую ошибку в Украине.