«Живопись началась с первого наскального рисунка в пещере. Вначале были эти неловкие штрихи, но постепенно техника совершенствовалась. Линии приняли очертания быка или другого животного.
Зная уровень, которого достигло искусство к настоящему моменту, бесчисленные столетия спустя, мы можем сравнить киноискусство с живописью. Технике кино всего сто лет. Так что мы только научились рисовать быка. Впереди долгий путь, поэтому я смотрю в будущее с оптимизмом», - Ларс фон Триер.
Похоже, датский режиссер-новатор переоценил возможности и перспективы «важнейшего из искусств». Пережив в конце девяностых годов пик насыщенности прогрессивными лентами, кино начало деградировать.
Авторские фильмы, проходящие под грифом «интеллектуальное кино», становятся просто нерентабельными. В данном случае речь идет даже не о желании получить прибыль, а о банальной самоокупаемости картины.
Например, бюджет последнего фильма Ларса фон Триера «Самый главный босс» равнялся 4,5 миллионам долларов. Несмотря на смешную, как для кинорынка, съемочной сметы и культовый статус режиссера, картина не смогла отработать в прокате даже эти деньги, собрав по всему миру всего 2,9 миллионов долларов.
Мой знакомый, работающий в крупном торговом центре, рассказал, что им с трудом удалось продать даже первую, отнюдь не большую, партию дисков с фильмом, после чего магазин попросту перестал его заказывать. Наверное, дело тут не только в том, что Ларс фон Триер слаб в таком жанре, как комедия. Просто интеллектуальное кино с каждым годом становится все менее привлекательным для зрителя.
Что и говорить, если даже такой раскрученный фильм, как «Догвилль» с Николь Кидман (бюджет – 10 миллионов долларов) собрал в мире лишь 16,3 миллиона долларов.
Кино возвращается к истокам, превращаясь обратно из искусства в развлечение. Даже чисто технически снимать кино намного дороже, чем писать книги и музыку. Создать фильм, на который не пойдет зритель, который не соберет полный зал – непозволительная роскошь.
Массы определяют все, в том числе и стиль. Даже эксперимент Ларса фон Триера с комедией я бы рассматривал, в том числе, и с позиции еще одной попытки датчанина выйти из андеграунда, стать ближе к зрителю. Увы, несмотря на несколько мировых шедевров, режиссер продолжает оставаться маргинальной персоной в кинематографе.
Современное кино – безлико. Говоря о новом фильме, мы все чаще вспоминаем не режиссера или оператора, а людей, который работали над спецэффектами. Дескать, «это те самые ребята, которые делали ту картину».
Так выглядит десятка самых кассовых фильмов 2007-го года (в миллионах долларов):
1. «Пираты Карибского моря: На краю света» 961
2. «Гарри Поттер и Орден Феникса» 936.3
3. «Человек-паук: Враг в отражении» 890.5
4. «Шрек - 3» 791.7
5. «Трансформеры» 701.7
6. «Симпсоны в кино» 523.4
7. «Рататуй» 476.4
8. «300 спартанцев» 456.1
9. «Ультиматум Борна» 404.7
10. «Крепкий орешек – 4» 373.2
Как говорится, без комментариев.
Сразу же, для контраста, приведу один пример. Блестящий фильм Флориана фон Донненсмарка «Жизнь других», повествующий о политических репрессиях, прослушке и финальном развале ГДР, собрав несколько десятков наград на всевозможных кинофестивалях, заработал в прокате 74,8 миллионов долларов. А ведь эту ленту никак нельзя отнести к арт-хаусу, да и рекламная компания у триллера была на уровне. Маленькая деталь: даже в первую неделю премьеры картины в Киеве, залы были заполнены максимум наполовину. Правда, учитывая бюджет картины – 2 миллиона долларов – создатели фильма должны радоваться и такому успеху.
Как ни странно, но последним оплотом мирового кинематографа было советское кино. Железный занавес благоприятно влиял на творческие эксперименты, когда новаторство существовало не благодаря, а вопреки. Как известно, хороший художник – голодный художник.
Вперемешку с примитивными комедиями Леонида Гайдая, где в открытую воспевалась физическая и моральная убогость советского народа, страна массово шла и на нечастые, но, все же, появляющиеся экспериментальные ленты. Так, в 1988-м году самым кассовым фильмом СССР была провокационная «Игла» снятая Рашида Нугманова.
Десятка же самых кассовых фильмом Союза всех времен выглядит следующим образом (цифра – миллионы человек, посмотревших картину):
1. «Пираты ХХ века» 87,6
2. «Бриллиантовая рука» 76,7
3. «Кавказская пленница» 76,5
4. «Всадник без головы» 68,6
5. «А зори здесь тихие» 65,9
6. «Табор уходит в небо» 64,9
7. «Калина красная» 62,5
8. «Служебный роман» 58,4
9. «Война и мир» 58,3
10. «Щит и меч» 57,6
Сравните формат этих картин с приведенным выше списком, и почувствуйте разницу.
В эпоху тотальной глобализации искусству суждено умереть. Из-за своей трудоемкости и дороговизны первым на очереди идет кино.