В Wall Street Journal рассказали, что в ноябре в Украине могут начаться проблемы с выплатой зарплат чиновникам и бюджетникам, если США не примут новый пакет финансовой помощи. Это, конечно, необычно — узнавать новости о проблемах внутри нашей страны из зарубежных источников. Но заставляет задуматься — насколько сильно на данный момент мы зависим от финансовой помощи извне. И насколько сильно будем зависеть в будущем, в том числе после войны.
Конгресс исключил помощь Украине из закона о временном бюджете, потому «Украина столкнется с серьезным экономическим и политическим шоком» в разгар контрнаступления, считают журналисты. США и другие страны-доноры фактически выплачивают зарплаты 150 тысяч украинских государственных служащих и более чем полумиллиона учителей, профессоров и школьных работников, а также финансируют украинские государственные расходы — от здравоохранения до жилищных субсидий.
Эта зависимость ставит под удар социальное положение в нашей стране как во время войны, так и после нее. И откуда брать деньги на зарплаты чиновников — это еще не самая тяжелая задача. Война оставит большое количество нетрудоспособных мужчин калеками и инвалидами. Не менее 25 тысяч украинских военных потеряли конечности с начала войны, заявил Sky News американский медик Майк Коркоран, который занимается протезированием в том числе и украинцев. Другие западные СМИ называют цифру в почти 30 тысяч военных, Wall Street Journal допускает цифру до 50 тысяч. Последние данные подтверждаются киевской благотворительной организацией Houp Foundation.
Это пугающие цифры. За 20 месяцев войны в Украине как минимум в 10 раз больше солдат подверглись ампутации конечностей, чем за 20 лет войны американцев в Ираке и Афганистане. Реальное число травмированных может быть еще выше, так как процесс протезирования занимает много времени. И в нынешних условиях является дорогостоящей операцией даже в единичном случае, что уже говорить о тысячах военных, ожидающих протезирования.
Наличие большого количества инвалидов непосильным грузом ляжет на социальную сферу. Сейчас мы не знаем точной статистики, не знаем, каким образом государство собирается осуществлять целевую поддержку инвалидов здесь и сейчас. За период войны общее число людей с инвалидностью (не только потерявших конечности) увеличилось на 300 тысяч, сообщила министр социальной политики Оксана Жолнович. Всего в стране 3 миллиона инвалидов. Это 10% населения!
Внутри Украины существует мнение, что европейские и американские союзники вряд ли будут помогать в социальном обеспечении ветеранов. Стоит отметить, что основополагающим для нас является именно помощь США, которая несравнима с финансовыми потоками Евросоюза. И нынешняя позиция Конгресса заставляет насторожиться уже сейчас. Тяжело представить, чтобы Конгресс озаботился судьбой 3 миллионов украинцев с инвалидностью (если война будет, как того обещают, продолжительной, эта цифра увеличится) и согласился финансировать их социальные пособия и реабилитацию до конца их жизни. Тяжело представить, чтобы на Западе были заинтересованы в долгосрочной социальной помощи после войны, хотя бы 5-10 лет. В лучшем случае Киев получит дотации под экономические или промышленные реформы, либо макрозаймы с отсроченными выплатами. И для социальной помощи инвалидов этого будет недостаточно: на таких условиях социальная система страны, скорее всего, продержится не более двух лет.
Большое количество калек после войны является серьезным риском краха украинской экономики и в отношении человеческих ресурсов, рабочей силы. Как мы уже писали, далеко не все работоспособные украинцы вернутся домой после войны. Многие осядут в странах ЕС, другие будут опасаться ответственности по вопросу службы в рядах ВСУ. Дай Бог, чтобы 30% вернулось. Ни о каком альянсе по производству оружия не может быть и речи, если в Украине элементарно не будет хватать рабочей силы. Даже если представить, что привлечь квалифицированных специалистов и рабочих удастся, в экономическом плане это будет означать существенные финансовые вложения государства в промышленную сферу (без учета иностранных инвестиций). Чтобы социальная система заработала, необходимо будет 10-15 лет мощных дотаций, но пока их перспективы достаточно туманны.
Да, после любой масштабной войны инвалиды ложатся непосильным бременем и на государство, и на своих родных. В этом есть серьезная моральная основа — это ветераны, защищавшие будущее наших детей, боровшиеся за свою родину и мирное небо над головой. Тех, кто помнит, как в Украине конца 1940-х годов после Второй мировой войны по улицам ходили безрукие, безногие на костылях, на протезах недавние солдаты, остались единицы. Они побирались, просили милостыню. Но это продолжалось недолго: их вывезли в «дома-интернаты закрытого типа с особым режимом». Содержать инвалидов у советского режима просто не было денег. Нашим властям нужно задуматься о социальной политике в отношении ветеранов-инвалидов уже сейчас, чтобы не повторять ошибок прошлого.
В тему: Ставки судового збору 2024: які зміни з 1 січня.