В прошлом году СМИ восхищались смелостью на тот момент посла Украины в Германии Андрея Мельника. В западных медиа о нем писали двояко. «Одни видят в нем деятеля, пользующегося большим уважением в политических кругах, другие же считают его банальным смутьяном и скандалистом», — считали в Deutsche Welle.
Так он не раз обвинял экс-канцлера Ангелу Меркель и бывшего министра иностранных дел, ныне президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера за то, что те, по его мнению, проводя в свое время политику умиротворения в отношении Москвы. Когда же Меркель отвергла это обвинение, Мельник упрекнул ее в том, что она не выразила «ни малейшего намека на самокритику». Про Олафа Шольца же он вообще сказал, что тот «играет в обиженную ливерную колбасу». Полтора месяца спустя Мельник признал использованное им выражение «дипломатически неуместным».
Принес ли такой агрессивный стиль дипломатии плоды нашей стране? После очередного скандала вокруг исторической фигуры Степана Бандеры МИД Украины дистанцировался от его высказываний, Мельника уволили и... назначили замглавы МИД. Получается, пошел на повышение.
Если в прошлом году такие методы ведения дипломатии считались голосом времени (или их просто терпели), то сейчас они явно неактуальны. Украинская дипломатия начала давать сбои, а давление послов Украины на европейских депутатов зачастую носит не дипломатический характер.
Есть незакрытая историческая тема с Германией, есть такая же тема с Польшей. Посол в Польше Василий Зварич назвал неприемлемыми попытки навязать Украине и президенту Владимиру Зеленскому то, как они должны относиться к ситуации с Волынской трагедией 1943 года. Дипломат также напомнил «формулу настоящего примирения в украинско-польских отношениях» — «прощаем и просим прощения», которая предусматривает признание ошибок с обеих сторон. Однако если в прошлом году это могло бы пройти незамеченным, то в нынешнем году Варшава, к сожалению, с готовностью идет на конфронтацию.
Мельник по сути перенес свои дипломатические манеры в МИД. Отчего МИД, на мой взгляд, ни разу не выиграл. Наверное, поэтому его снова отправили в послы — на этот раз в Бразилию. К слову, украинская дипломатия часто проигрывает борьбу за влияние как раз на Латинскую Америку, Азию и Африку. Условный глобальный юг (то есть все страны, не относящие себя к западному лагерю) отказывается вводить санкции против России, о чем пишут уже западные СМИ. И эксцентричность Мельника, кажется, вряд ли сослужит хорошую службу в Бразилии.
Министерству иностранных дел, как полагают некоторые эксперты, необходимы качественные перемены, потому что шоковая терапия на долгих дистанциях дипломатических отношений показала свою нефункциональность.
По словам Мельника, Бразилия может сыграть важную роль в прекращении военных действий, а также достижении прочного и справедливого мира. Но это звучит малоубедительно. А зная характер дипломата, можно предположить, что пойди бразильцы в дискуссию, он может устроить скандал, похожий на тот, который случился в Берлине. И ничем хорошим для Украины это не закончится.
По некоторым данным, бразильские власти предложили создать единую валюту БРИКС, чтобы отказаться от доллара. И теперь Андрей Мельник должен проявить реальные чудеса дипломатии, чтобы переубедить латинское направление...
В Белом доме обвинили президента Бразилии Луиса Инасиу Лулу да Силву в повторении российской и китайской пропаганды. Мельник и сам жаловался, что во многих государствах Латинской Америки сильны антиамериканские и левые настроения. Он подчеркнул, что Украина пытается сломать существующий нейтралитет государств Латинской Америки. Важно только, чтобы это работало на репутацию Киева, а не только Вашингтона. Пока же, похоже, просто никак не работает.
Подтверждает этот факт и история с Казахстаном. Условно азиатская страна, вышедшая из-под российского влияния, несмотря ни на что, не проявляет позитива в отношениях с Киевом. Казахстан отказался выдавать агреман (согласие на принятие лица в качестве главы дипломатического представительства) бывшему начальнику Луганской областной военной администрации Сергею Гайдаю. Как утверждают источники, казахская сторона «мягко, но жестко» дала понять, что хотела бы видеть на месте посла Украины в Казахстане профессионального дипломата.
И здесь есть доля дипломатического напряжения. Дело в том, что предыдущий украинский посол в Казахстане Петр Врублевский был как раз таким профессиональным дипломатом. Тем не менее, президент Владимир Зеленский был вынужден уволить его с должности в октябре 2022 года после недовольства Астаны, когда он в интервью местному блогеру о россиянах заявил следующее: «Пытаемся убить их больше. Чем больше мы убьем россиян сейчас, тем меньше придется убивать нашим детям».
А теперь давайте зададим себе вопрос: почему Запад, хотя на словах и обещает, в реальности отказывается передавать Украине самолеты и другую авиацию? Официальная причина условного «табу» — договоренности между США и Китаем из-за возможного применения Россией ядерного оружия против Украины. Об этом сообщило британское издание The Spectator. Но идея риска ядерной эскалации никак не объясняет, почему запрет действует не только на парк истребителей, способных нести ракеты дальнего действия, но и на фронтовую авиацию. И это как раз тот случай, когда дипломатия не работает от слова совсем.
США взвешивают риски. Германия проявляет обидчивость. Польша не может простить неуместные, по мнению Варшавы, высказывания. Казахстан хочет показаться принципиальным. Венгрия не может забыть закон о меньшинствах. Этот список можно продолжать. И потому украинской дипломатии следует задуматься — как бы шла война, если бы она работала более продуктивно?