С начала войны Украина сталкивается с нехваткой государственного бюджета в размере 5 миллиардов долларов ежемесячно. К февралю наша страна уже пришла с крупными долгами по которым нужно было рассчитываться, поэтому правительство обратилось к частным ростовщикам, то есть кредиторам с просьбой о выделении новых средств.
Внешний долг, старательно набранный руководством страны, составляет 20 миллиардов долларов, которые нам милостиво разрешили заморозить на два года наши ключевые союзники — США и МВФ (хотя можно смело говорить США и США, потому что крупнейшим донором МВФ является Вашингтон).
Помимо госдолга, долги имеют госкомпании «Укравтодор» и «Укрэнерго», которым также пока разрешили не платить.
После событий 2014 года, Украина получила возможность реструктуризировать долг на 18 миллиардов долларов с продлением срока погашения на четыре года. Разумеется с более высокой процентной ставкой. Также международные кредиторы приняли 20% убытков, чтобы Украина избежала дефолта.
Хозяевами госдолга Украины являются крупнейшие частные инвесторы мира и члены Парижского клуба:
— BlackRock Inc.,
— Fidelity International Ltd.,
— Amia Capital LLP
— Gemsstock Ltd.
Странами-членами Парижского клуба являются США, Великобритания, Германия и Франция.
МВФ также снабжает Украину долгами.
Уже в начале марта этого года МВФ одобрил экстренный кредит в размере 1,4 миллиарда долларов для поддержки экономики, которая по мнению американских экспертов должна была сократиться на 35%, в случае если война быстро закончится. Оптимистичный прогноз не осуществился, а правительство подало заявку на еще один кредит, в буквальном смысле — «подайте сколько сможете», без указания запрашиваемой суммы.
По нормам МВФ, фонд вообще не имеет права больше кредитовать Украину, поскольку страна не имеет четкого плана восстановления экономики, а значит и способов возврата долга. Хотя скорее всего для Украины будет сделано исключение и нам еще дадут в долг, несмотря на то, что это создаст нежелательный для МВФ прецедент. В любом случае, суть МВФ — давать как можно больше денег, а потом требовать возврата + процентов, тем и живут.
В интервью CNN Алексей Резников назвал главной опасностью для Киева усталость международного сообщества от конфликта в Украине. Неужели никому не приходит в голову рассматривать долг в 20 миллиардов (это не считая долгов за лизинг вооружения) как серьезную опасность? На что рассчитывает наше руководство набирая долги и далее? Что лозунги «мы сражаемся за безопасность Европы и демократию», будут работать вечно?..