На днях Управление навигационной гидрографии и океанографии ВМС Турции опубликовало уведомление Навтекс (Navtex) с предупреждением о дрейфующих в Черном море минах. Турецкая сторона в частности указала, что «ей поступили заявления об установлении мин в портах Одесса, Очаков, Черноморск и Южный. В результате обрыва тросов они могут дрейфовать и создавать опасность для судов».
Первая мина была обнаружена турецким гражданским судном утром 26 марта. Подразделения ВМС Турции уже патрулировали данный район, поэтому в результате профессиональных действий турецких моряков, мина была обезврежена группой подводной обороны SAS и определена как «старая».
По факту обнаружения мины министр национальной обороны Турции Хулуси Акар провел переговоры как с российскими так и с украинскими властями, поскольку обе стороны обвиняют друг друга. Украина уверяет, что мины были установлены по морскому пути от Азовского моря, до пролива Босфор, с целью блокировки выхода к Черному морю украинских судов. Российская сторона вину разумеется отрицает и ссылается на желание Украины предотвратить наступление на Одессу. Точно было известно, что штормом мины сорвало и они дрейфуют в западной части Черного моря.
Турция не обвинила ни одну из сторон в установке мин, и добилась статуса посредника в переговорах Украины и России, которые были проведены 29 марта в Стамбуле. Для продолжения поисков оторвавшихся мин в регионе начало работу минно-поисковое судно TCG Аккау (М-270).
Вторая мина была обнаружена 28 марта у побережья Игнеады недалеко от границы с Болгарией.
Третья мина была обнаружена рыболовецким судном у румынского побережья. Операцию по разминированию провел минный заградитель «Вице-адмирал Константин Балеску» ВМС Румынии в 70 км от берега.
29 марта министр Акар заявил, что Турция продолжает выяснять откуда взялись мины в Черном море у ее берегов и в связи с этим сотрудничает с Украиной, Россией, Болгарией и Румынией. Угроза появления морских мин побудила власти Турции перевести тральщики и морские патрульные самолеты в повышенную готовность.
Чрезвычайную обеспокоенность в связи с сообщениями о минах, дрейфующих в Черном море, выразил официальный представитель генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик. Он отметил, что данный регион имеет критически важное значение для поставок продовольствия со стороны Украины и России.
Но Черное море — это не только пути транспортировки продуктов питания. Это еще и путь транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы.
Просто страшно представить какой ущерб экологии нанесет подрыв нефтяного танкера. Бедствие может быть сравнимо с трагедией в Мексиканском заливе, которая быстро переросла в техногенную катастрофу регионального масштаба и повлекла за собой негативные последствия для экосистемы на несколько десятилетий вперед.
Количество нефтяных танкеров в босфроских водах исчисляется десятками тысяч. Власти Турции даже ограничивали их проходы через проливы в ночное время.
К саказанному следует добавить, что в соответствии с VIII Гаагской конвенцией о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин от 1907 года, воспрещается ставить закрепленные на якорях, автоматически взрывающиеся от соприкосновения мины, которые не делаются безопасными, как только они сорвутся со своих минрепов.
Надеюсь, мировая общественность выяснит, кто на самом деле сохранил и установил запрещенные Конвенцией мины, которые теперь угрожают гражданским судам, экологии Черного моря и прибрежных государств. И очень хочется верить, что это была не Украина.
Дорогие друзья! Если вы хотите поддержать нашу газету — мы создали возможность быстрых донатов на PayPal. Очень благодарны вам за любую поддержку в это сложное военное время! Ссылка для донатов: https://paypal.com/donate/?hosted_button_id=WAFAELP4TJBJW