Тризубец. Все точки над «i»
Гербом современной Украины является изображение тризубца. В своё время его появление в качестве символа возрождённого государства вызывало немало удивления. Что же представляет собой этот знак и что он означает? Как ни странно, но этим вопросом, вполне ясным для людей разбирающихся в истории, многие задаются и поныне. На тему герба Украины в печати то и дело появляются публикации, а на телевидении - целые серии передач, где наделённые энтузиазмом и непомерным самомнением, «знатоки истории» спешат выдвинуть свои, зачастую сомнительные предположения о происхождении этого знака. Некоторые из исследователей договариваются даже до утверждения что, в изображении тризубца содержится слово «воля» (!). Как бы ни смешно было всё это читать, однако не следует забывать что строятся все эти предположения отнюдь не на пустом месте. Так, ещё российский исследователь Карамзин додумался до того что, предложил считать тризубец символом христианской троицы, нисколько не смущаясь тем обстоятельством что, этот знак вошёл в употребление ещё в те времена, когда в святорусской земле христианская религия не имела существенного значения в жизни общества. Как исследователи прошлых времён, так и нынешние исследователи сколь-нибудь серьезных доводов, подкрепленных археологическим и документальным материалом, в подтверждение своих сомнительных предположений не приводят, зато вовсю используют печатные средства и телеэкран для оглашения своих изысков. Когда подобные высказывания исходят из уст энтузиастов, любителей истории, то это, по меньшей мере понятно: отсутствие профессиональных знаний в данной области не может привести к появлению здравых выводов из рассмотрения данного вопроса. Иное дело, когда этой темы касаются люди, которые по долгу полученного образования, должны владеть основами исторической методологии, а так же владеть сведениями из смежных с историей областей, таких как: археология, лингвистика и т д. На практике это приводит к тому, что «исследователь» - человек не отличающий «юс большой» от буквы «ять», не только рассуждает на тему летописных текстов, но и сам осмеливается браться за перо. Что же представляют собой те, кто с упорством, достойным лучшего применения, тщатся поведать согражданам о своих исторических изысках? Чтобы без особой нужды не задевать самолюбие "исследователей", подвизающихся на просторах интернета, приведу образец учёности "классических", печатающихся на "бумаге" специалистов, выдержки из работ, которых, попадают во всё ту же интернет-сеть. Так на одном из сайтов в интернет rusruh.narod.ru размещена статья, в которой приводится выдержки из поучения киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Старательно переведя текст на искуствено придуманную на основе многочисленных диалектов "украинську мову" (не путать с украинским языком!), автор сайта вставляет в текст перевода и свои примечания: «…Батько мій, сидячи дома, розмвляв п'ятьма мовами…» (Ярослав Мудрий). Как видно из приведенной цитаты, автор в скобках даёт пояснение что, в данном случае, имеется в виду, не больше и ни меньше, а Ярослав Мудрый (?). Он так и написал в скобках! Прямо в приводимом тексте! Чтобы никто из читателей не усомнился в его «познаниях». Что же можно сказать по этому поводу? Дело в том что, князь Владимир Всеволодович Мономах пишет в поучении о своём отце, которым являлся Всеволод Ярославич. Ярослав «Мудрый» был лишь дедом Володимира Мономаха, о котором внук совершенно не упоминает в своём сочинении. Это невежественное примечание бросается в глаза всякому человеку, знакомому с отечественной историей. Выдёргивая из оригиналов отдельные слова, «историки» стремятся, играя на неосведомлённости читателя, внушить ему те или иные мысли, которые они почитают за истину. Таковы методы исследований используемые как классиками отечественной истории, так и многочисленными популяризаторами исторических знаний. Не следует думать, что подобные опусы присущи только «учёным» нашего времени, для которых не знания, а получение бумажного свидетельства является истинной целью окончания того или иного учебного заведения. Возьмём в качестве другого примера хрестоматию по древнерусской литературе, изданную ещё в 1980 г. неким Н. И. Прокофьевым. Тогда, как нам всем кажется, к обучению подходили ответственней. Там, на странице 103, в примечании читаем сноску: «Болеслав – польский король Болеслав II (1058-1051)», тогда как в тексте Киево-Печерский патерика, о преподобном Моисее Угрине, к которому и относится данное примечание, речь идёт вовсе не о нём, а о первом короле Польши Болеславе I, жившем в боле раннее время и приходившемся Болеслав II прадедом. Поскольку подобные ошибки, а так же, более чем сомнительный перевод с древнерусского на русский и в других книгах встречается во множестве, то не трудно видеть, что не может быть речи о досадных опечатках. Дело в обычном невежестве. Выше приведенные примеры взяты мною не случайно. Они вполне опредёлённо указывают на степень владения сведениями из истории тех, кто берётся учить этому предмету общественность. Доверять публикациям подобного рода, какими бы учёными званиями не прикрывались их составители, нет смысла (если в качестве цели ставится понятие истинного положения вещей). Тризубец прошел удивительную историю - от герба обширнейшего государства до полного забвения и возрождения в одном из трёх государств расположенных на землях ушедшей в небытие Киевской Руси. Во времена существования так называемого СССР на упоминание о нём был положен негласный запрет. Так, академик Борис Рыбаков в своём фундаментальном труде «Язычество Руси» скрупулезно перечислял и истолковывал значения едва ли не каждой царапины, найденной им на черепках разбитых горшков, нагромоздил целый мир собственных представлений и привёл множество археологического материала для подтверждения тех или иных своих предположений. Однако при этом он умудрился нигде не упомянуть о тризубце. Нигде и ни единого слова и это при том, что знак тризубца встречается в археологических находках гораздо чаще, чем замысловатые завитушки на глиняных горшках. Те из специалистов, которые брались за изучение тризубца, ограничивались одним - спешили пояснить неискушённому читателю о древнегреческом, иранском, боспорском и прочих влияниях приведших, по их мнению, к появлению подобного изображения. При этом они нисколько не смущаются тем, что изображение тризубца изменялось именно в то время, когда уже ни древних греков, ни боспорской культуры не существовало в помине. Таким образом, все археологически подтверждённые изменения в трезубце происходили в отрезок времени с X по XII века, то есть: во время существования Древнерусского государства со столицей в Киеве. Первое летописное упоминание о тризубцах, в качестве отличительных знаков именно киевских князей содержится в болгарских летописях, в которых говорится о том, что древки знамён Святослава Игоревича вторгшегося в Болгарию были увенчаны именно тризубцами. Сохранилась печать князя Святослава, а так же костяная пластина с изображением трезубца. Из приведенного изображения видно, что тризубцами они не являлись, а представляли собой именно двузубец. Почему же болгарский летописец говорит о тризубцах? Объясняется это просто: литой или кованый двузубец насаживался сверху на древко, вершина которого и служила серединным зубцом. Изображения двузубцев и тризубцев в большом количестве встречается на различных вещественных памятниках прошлого: кирпичах, свинцовых печатях, костяных пластинах. Всё это говорит о том, что данный знак служил обозначением собственности киевских князей и постепенно, вместе с превращением полугосударственного общества в общество государственное, изменял своё значение, проходя путь от знака личной власти к гербу в нынешнем понимании этого слова. Сказать, когда именно тризубец стал гербом Киевской Руси, означает и сказать, когда именно произошла Киевская Русь, что выходит за границы предназначения данной статьи. Отмечу лишь общеизвестное: государства не возникают "вдруг" и из "ничего". Устройство первобытного общества усложняется постепенно и постепенно принимает формы свойственные государству, основными признаками которого являются судебная система, управление над определённой областью, система сбора налогов. Ко внешним признакам сложившегося государства без сомнения относится знамёна, печати послов, клейма и чеканка собственной монеты. Именно в качестве герба созданного государства, тризубец появляется на монетах его создателя - Володимира Святославича прозваного в народе Красным Солнышком. Тризубец изображен на оборотной стороне серебряной монеты (реверсе) точно там же, где герб государства изображается и нынче. На лицевой же стороне серебряной монеты изображён сам князь Володимир, а надпись на монете гласит: «Володимер на столе, а се его серебро». Показательно, что именно тот знак, который Володимир разместил на своих монетах, впервые принимает вид собственно тризубца. Кроме того, что тризубец во время Володимира стал знаком государства, он наряду со своим новым значением сохранял и прежнее: служил знаком княжеской собственности. Его по-прежнему ставили на печатях и им, как и прежде, метили кирпич с княжьих мастерских. Так, при строительстве церкви Успения Богородицы именуемой в народе «Десятинной» использовался кирпич, помеченный изображением тризубца. Такой кирпич и с таким клеймением изготавливался для строительства каменных сооружений как церкви и княжьи дворцы. Два столетия после смерти Володимира Красное Солнышко, его далёкий потомок князь Андрей выстроил в своей загородной резиденции дворец из кирпича, помеченного знаком тризубца. Не исключено что им метили скот и княжеские борти, а так же границы княжьих угодий. В соответствии с вышеприведенным, тризубцем метились и рабы, коих в те времена во множестве вывозили в столицу Византии город Царьград (Константинополь). Работорговля составляла важнейшую часть торгового оборота между Русью и Византией вплоть до конца XI века, когда рабов вместо вывоза стали сажать на землю. Таким образом видеть в тризубце слово «воля», как видят некоторые не в меру ретивые исследователи, означает не что иное, как давать эту самую волю безудержному полёту собственной фантазии. То, что именно при Володимире Красное Солнышко трезубец стал символом новосозданного государства не вызывает сомнений. Народная память донесла до нас имя только одного князя - Володимира Святославича. Ни его предшественники, ни его потомки, а среди них были люди незаурядные, не удостоились чести стать основным персонажем народного эпоса. Образование государства народ связывал именно с этим человеком, о котором и сохранил память в своих былинах. Князь Святополк, наследовавший Володимиру Красное Солнышко и правивший непродолжительное время, на своих монетах возвращается к изображению двузубца, левый зубец которого принимает форму вплетенного креста. На лицевой стороне монеты - сам Святополк. Заметно его портретное сходство с Владимиром Святославичем: такое же удлинённое лицо, длинный прямой нос, близкое расположение глаз. Был ли он сыном Владимира или был он сыном Ярополка из данного изображения судить трудно, тем более что вероятнее всего здесь попросту имеет место родовое сходство. Появление креста в качестве символа княжьей власти – не случайно. Христианство очень медленно прививалось на Руси и вплоть до XV века являлось верой правящих верхов да торговой части горожан. Для основной массы людей не только Руси но и покорённых Киевом земель оно была совершенно чуждым. Несколько отвлекаясь от темы статьи, замечу, что из летописей известно: сына Володимира Красное Солнышко – Глеба, приняли в Муроме на княжение, но категорически запретили строить церкви. Введением креста в древний символ, Святополк без сомнения стремился новой правкой древнего знака пособствовать распространению христианства. Изгнавший Святополка и захвативший власть в Киеве четвёртый сын Владимира – властолюбивый Ярослав, возвращает на своих монетах изображение именно тризубца. Его монеты отличаются от монет Владимира и Святополка тем, что вместо изображений главы государства, подаваемого прежде в самых общих чертах, на нём теперь помещается изображение христианского покровителя князя. На монетах Ярослава изображён не он сам, а так называемый "святой Георгий" или Юрий. Юрий - это нерусское, второе, греческое имя Ярослава Владимировича. Объяснением тому, почему на монетах не изображается «самовластец» как осуждающе называл Ярослава Мудрого летописец, может служить то, что именно при этом правителе всячески поощряется монашество и новый взгляд на жизнь, в которой приветствуется лишь смирение. Как видно из чередования: двузубец-тризубец, двузубец-тризубец, изображение в качестве родового знака ещё не вполне устоялось. По смерти Ярослава и очередного раздела Киевской Руси между его сыновьями, выпуск собственной монеты прекращается, но тризубец по-прежнему сохраняет своё значение в качестве знака многочисленных властителей Киевской Руси, состоявших в кровном родстве и ведшим свой род от Игоря и Ольги. Изображение его постепенно изменяется. Каждый обособленный властитель стремиться подчеркнуть в своём символе свою неповторимость, своё отличие как от предшественников, так и от других властителей. Это хорошо видно при сопоставлении изображений тризубца упорядоченных по временной шкале – сверху вниз. В XII веке тризубец принимает формы весьма отдалённо напоминающие тризубец Владимира. В северо-восточной «залесской Украине» он и вовсе принимает вид двузубца и даже вид напоминающий льва. После разгрома Киевской Руси монгольскими войсками, тризубец совершенно исчезает из обихода. Военно-политическая катастрофа и последовавший за нею геноцид, привели к совершенной утрате связи времён и возникновению на осколках русской народности и окружавшей её славянскихиплемён новых народов, весьма смутно помнящих о своём великом и трагичном прошлом и ещё более смутно представляющим себе его символику. Отсутствие свободомыслия привело к исчезновению из обихода не только тризубца, но и гербов древних городов. Так, лук, являвшийся гербом Киева даже во времена польского господства, заменён изображением старшего вестника Михаила, взятого из христианской мифологии. Ныне эта нелепость узаконена невежественными потомками тех славных киевлян, которые погибли в далёком 1240 году при защите русской столицы. Только некоторые города сохраняли в своих гербах намёки если не на тризубец, то на русские части когда-то имевших распространение знаков власти. Так, Пререяславль-Русский сохранил в очертаниях герба свой первоначальный рисунок, а именно – изображение голого мужчины, стоящего во весь рост. В северо-восточной окраине Киевской Руси - «залесской оукраине» где постепенно возникла новая народность, ставшая впоследствии московитской, тризубец в привычном его виде не применялся. Его изображение переработалось настолько, что стало походить на изображение льва. Только этим можно, более-менее разумно объяснить появление льва с поднятой лапой в качестве государственного знака Владимиро-Суздальского княжества. Впрочем, возвышение Москвы привело к забвению и этого знака, ведшего свою родословную от русского трезубца. Знаком нового государства стало изображение всадника поражающего копьём змея. Но и это, удачное и выразительное изображение, которое несколько столетий служило символом Московитского государства, заменено по прихоти его князя Ивана изображением двухголового византийского орла. В данном случае можно только с сожалением сказать, что чем более северо-восточная "оукраина" теряла в "русскости", тем более это становилось заметно в знаках государства. Возрождение тризубца в качестве государственного герба началось в двадцатом веке и весьма показательно что, возрождение этого знака началось именно в Украине – земли которой являлись колыбелью всей русской цивилизации. Тризубец использовался во всех знаках организаций, боровшихся за независимость Украины, а с её юридическим оформлением в 1991 году стал её малым гербом. Однако и здесь не обошлось без странностей. Изображение тризубца в его нынешнем виде - практически безупречно, что делает честь художникам, однако изображается тризубец на фоне западноевропейского геральдического щита, что явно не служит восприятию древнего знака в качестве своего, родного (как известно, древние русские щиты имели миндалевидную форму). Так что же означает тризубец? Что означает этот знак, вернувшийся к нам спустя 850 лет, после своего полного забвения? Ответ на этот вопрос можно получить, если принять во внимание толкования иных распространённых знаков: пятиконечной и шестиконечной звезд, свастики, креста. На разгадывание скрытого смысла этих изображений бились многое специалисты, но так и не пришли: ни к единому мнению, ни к мнению сколь нибудь обоснованному. В случае с тризубцем мы имеем то же, что и в случаях с остальными знаками – попытки втиснуть в простые очертания целый ворох предположений, каждое их которых подпирается теми или иными доказательствами. Правда, доказательствами весьма сомнительными ибо в их построение вкладывается нынешнее понимание роли знаков в истории, а не то понимание, которое вкладывали в него творцы. Зададимся простым вопросом: для чего людям вообще понадобились знаки? Конечно же, для того, чтобы ими осведомлять других людей о чём-либо важном и существенном. Там, где не было возможности изображать строки. Для передачи тех или иных сведений большого объёма применялись буквы и иероглифы, предшественниками которых и были простые знаки-символы. Естественно, для того чтобы путник воспринимал знак, высеченный к примеру на придорожном камне, этот знак должен быть выразительный по своим начертаниям и быть непохожим на другие. Иными словами основным требованием к знаку в первую очередь являлись внешняя выразительность и простота начертания. Правда любителей прочитывать в тризубце целые слова, соображения практического применения и самого здравого смысла не останавливают и поныне. Вступать с ними в научный спор бессмысленно, так как при буйном воображении в знаке тризубца можно прочитать не только слово «воля» но и целую азбуку. Ограниченное количество доступного исследователям материала с одной стороны, а так же, непременное желание дать ответы на все возможные вопросы, с другой, приводят к тому, что вместо научно-обоснованных выводов, читателю предлагается лишь собственное видение того или иного случая в истории. Так упоминаемый уже академик Рыбаков, описывая значение женского головного убора, наделил мыслимыми и немыслимыми значениями каждую его составную часть, изведя на это добрую дюжину страниц печатного текста. Остаётся удивляться тому, как это он не успел научно обосновать стремление женщин красить щёки и губы и не сдобрил свои пояснения рассуждениями о понятиях макрокосмоса в сознании древних? Читая его рассуждения, приходишь к мысли о том, что автор пытается убедить не столько читателя, сколько самого себя в собственной «учёности». Действиительно! Карамзинщина, солвьёвщина и грушевщина, равно как и страсть к многотомию, желание показать свою «учёность» путём усложнения рассматриваемых вопросов, настолько въелись в сознание исследователей, что любое, пусть даже пустяковое явление, они склонны возводить либо к макрокосмосу либо к иранскому влиянию, напрочь забывая про здравый смысл и житейскую мудрость. Применительно к тризубцу можно сказать, что своим видом он выражает не более, чем могут выражать своим видом, крест, полумесяц и свастика - простой и ясный знак, указывающий на принадлежность той или иной вещи её владельцу: монеты, борти или раба, ноги которого забивали в колодки и которую затем наверняка клеймили знаком тризубца, чтобы впоследствии отличить этого раба, предназначенного для продажи князю, от других пленных. Поскольку, государство в эпоху Киевской Руси рассматривалась как личная, совокупная собственность многочисленных потомков Игоря и Ольги, то впоследствии этот знак стал символом и государства. Внешние начертания тризубца не могут сказать нам о каком-либо смысле, могущем скрываться в изображении, так как, соображения эстетические в нём явственно преобладают. Те же изменения, которым подвергалось изображение трезубца у разных властителей Руси, говорят не о столько о затаённом смысле, сколько о смысле здравом, заключающемся в простом отличии своего знака от знака чужого.

Тэги:

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Лукашенко дал команду готовиться к противостоянию с Балтией, — СМИ
Лукашенко дал команду готовиться к противостоянию с Балтией, — СМИ
Лукашенко дал команду готовиться к противостоянию с Балтией, — СМИ
Лукашенко дал команду готовиться к противостоянию с Балтией, — СМИ
В Австралии змея чуть не задушила телеведущего в прямом эфире
В Австралии змея чуть не задушила телеведущего в прямом эфире
Вариации Гримм (2024): трейлер и дата выхода нового сериала-аниме
Вариации Гримм (2024): трейлер и дата выхода нового сериала-аниме
Павел Кириленко: чиновник «оброс» во время войны имуществом на 70 млн грн, - СМИ
Павел Кириленко: чиновник «оброс» во время войны имуществом на 70 млн грн, - СМИ
Фьюри — Усику: Беги, кролик, беги
Фьюри — Усику: Беги, кролик, беги
В Киеве уже 10 пострадавших после утреннего ракетного удара. Разбор завалов продолжается
В Киеве уже 10 пострадавших после утреннего ракетного удара. Разбор завалов продолжается
Дом Дракона, 2 сезон (2024): трейлер и дата выхода продолжения культового сериала
Дом Дракона, 2 сезон (2024): трейлер и дата выхода продолжения культового сериала
Паразит: Серые (2024): трейлер и дата выхода сериала по манге
Паразит: Серые (2024): трейлер и дата выхода сериала по манге
Чужой: Ромул (2024): трейлер и дата выхода
Чужой: Ромул (2024): трейлер и дата выхода
Фуриоса (2024): новый трейлер и дата выхода приквела «Безумного Макса»
Фуриоса (2024): новый трейлер и дата выхода приквела «Безумного Макса»
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?