Только Украина успела объясниться с российской стороной по поводу 7,8 млрд. кубометров, то ли украденного, то ли «потерянного» газа, как разгорелся новый скандал. Теперь «разбираемся» с туркменами.
Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов обвинил Украину в «невиданном мошенничестве» и «неисполнении обязательств», а также потребовал перейти в 2006 году на оплату поставок туркменского газа в денежной форме.
«Вы нас дурите красиво, а деньги крутятся у вас. Ни теперь, ни впредь мы с этим не согласимся. Если у вас нет товаров, то не заключайте товарных договоров. Давайте перейдем на оплату чистой валютой», - обратился к украинским властям отец всех туркмен с экранов туркменского телевидения после встречи с прибывшим в Ашхабад главой НАК «Нефтегаз Украины» Алексеем Ивченко.
В более дипломатичном тоне главная мысль Туркменбаши была изложена в официальном пресс-релизе туркменского МИДа. В нем, в частности, говорится, что «Туркменистан, являясь надежным торгово-экономическом партнером, четко обеспечивает своевременную поставку природного газа в Украину в объемах, предусмотренных соответствующими соглашениями и контрактами», в то время как «украинская сторона не выполняет свои контрактные обязательства». Как отмечается в пресс-релизе, это относится, прежде всего, к товарной части расчетов за поставляемый туркменский природный газ.
В пресс-релизе также подчеркивается, что только по расчетам за 2004 год украинской стороной до настоящего времени недопоставлено в Туркменистан товаров на сумму 61,7 млн. долл. США, а за поставленный в течение пяти с половиной месяцев 2005 года туркменский природный газ задолженность украинской стороны перед Туркменией по товарной части составляет около 500 млн. долл. США.
Эти заявления сразу же подхватили российские СМИ, не без удовольствия смакуя их то с этой, то с другой стороны. Вообще, именно освещение украино-туркменских переговоров российскими и туркменскими СМИ – наиболее пикантный момент всего этого скандала.
Судите сами: грозное заявление Сапармурата Ниязова, в котором и звучит пресловутое «давайте перейдем на оплату чистой валютой», он произносит на туркменском телевидении после разговора с председателем правления НАК «Нефтегаз Украины» Алексеем Ивченко. А в Украине тем временем появляется информация о том, что в ходе встречи достигнуты договоренности о сохранении на уровне прошлого года цен на экспортируемый в Украину туркменский газ.
Не менее интересно обстоят дела и с российскими СМИ. К примеру, в небезызвестной газете «Коммерсант» 22 июня 2005 года (то есть через два дня после переговоров) выходит материал «Украину ударили по газам», начинающийся буквально следующими словами: «Россия и Туркмения находятся на грани полномасштабной газовой войны с Украиной».
К слову, наши долги перед Туркменистаном – история, начавшаяся не вчера, а еще в 1994 году. Именно тогда Ашгабат впервые согласился на семь лет реструктуризировать долг Украины, который на тот момент составлял более 700 млн. долл. США. Но уже в следующем году у Украины появились новые долги, которые мы то начинали выплачивать, то прекращали. Одно время пробовали рассчитываться даже векселями. В результате в 2003 году украинский долг в размере 281,7 млн. долл. США вновь был реструктуризирован.
И вот теперь еще почти 600 млн. Следует сразу оговориться: бартерная схема расчетов за газ для нас выгоднее, чем денежная. И если в отношении России здесь еще можно поспорить (мол, вы нам цены на газ поднимете, а мы вам – на транзит. А потом уж будем считать, кому от этого хуже будет), то в отношении Туркменистана – однозначно. Эксперты уже давно посчитали, что рыночная стоимость бартера, который получал Туркменистан, как минимум, вдвое меньше его зачетной цены. То есть Ашгабат и так получался как бы в проигрыше, а тут еще должники такие наглые…
Договариваться в такой ситуации, согласитесь, непросто. Возможно, именно поэтому такую роль взял на себя лично президент Украины Виктор Ющенко. В ходе телефонного разговора, который состоялся между ним и Сапармуратом Ниязовым тогда же, 20 июня, Виктор Ющенко пообещал, что украинская сторона примет все необходимые меры для обеспечения поставок товаров в Туркменистан в счет погашения задолженности.
фото с сайта obozrevatel.com
Но успокоило Туркменбашу, конечно, не одно только обещание украинского президента. У Украины на руках оказался козырь: трубы и металл, поставляемые в Туркменистан. Цены на них в последнее время ощутимо возросли. Но Украина согласилась не только поставлять их по прошлогодним ценам, но и существенно увеличить поставки. В обмен на это нам пообещали прошлогодние цены на газ (в случае погашения задолженности, разумеется).
В общем, можно констатировать, что компромисс был достигнут. По крайней мере, до конца 2006 года. А дальше с Туркменистаном договариваться и не придется – еще в 2003 году «Газпрому» удалось договориться о закупках всего туркменского экспортного газа, начиная с 2007 года. То есть договариваться тогда придется уже с Россией. Впрочем, с ней нам бы договориться хоть о ценах на 2006 год…
А эти попытки Украины успехом пока не увенчались. Помнится, по прибытии из Москвы Алексей Ивченко заявил, что в случае аннулирования «Газпромом» договора о транзите газа до 2013 года, Украина вообще может отказаться от российского газа. «Будем покупать у Туркменистана», - уверенно заявил он.
И все бы ничего, да только кроме Туркменистана Алексей Ивченко упомянул тогда еще Узбекистан и Казахстан. Так что вполне может быть, что география «газовых» скандалов Украины расширится.