Про Хазарский и Русский каганат

На днях президент одного из соседних с Украиной государств затронул тему Хазарского Каганата. При этом была отмечена значительная державно-образующая роль означенной геополитической структуры, а также преемственность по отношению к ней современных госформирований.

Такова ли в действительности роль этой степной Семендерско-Итильской империи, если сравнить ее, ну хотя бы с начальным этапом формирования нынешних восточноевропейских суверенных (и автономных) геополитических субъектов? Ну если и не прямая, то точно — косвенная роль имеется.

Согласно общепринятым представлениям древнерусская государственность ведёт своё начало с конца IX в. Согласно летописному своду «Повесть временных лет» (ПВЛ).

Информация о «русах» и других восточных славянах, содержащаяся в произведениях византийских, западноевропейских и арабских авторов 9 — 12вв., обычно рассматривается исследователями суммарно, без попыток выделения отдельных исторических периодов. Фрагментарность и противоречивость данных о «русах» в раннесредневековых источниках дали возможность историкам высказать множество различных предположений с весьма неоднозначными выводами, которые нередко прилагаются как к IX, так и к X — XI вв. Между тем современная археология располагает конкретными материалами для воссоздания исторической ситуации в Восточной Европе по отдельным хронологическим срезам. Так этнокультурные карты, составленные по археологическим данным, достаточно определенно свидетельствуют о том, что историческая ситуация 9 в. существенно отличалась от той, которая наблюдалась в следующем столетии. Поэтому прямой перенос сведений, относящихся к X-XI вв., на предшествующий период восточно-европейской истории не правомерен.

Во 2 й половине 7 — 9 вв. ведущее место в истории южных земель Восточной Европы принадлежало Хазарскому каганату. Это было мощное гособразование, сумевшее длительное время сдерживать натиск Арабского халифата на Севевро-Кавказском хребте и подчинившее ряд воинственных кочевых племен, населявших степи Юго-Восточной Европы, Южного Приуралья и Западного Казахстана.

Население Хазарского ггосударства было полиэтничным, в его составе были гунно-хазаро-протоболгары, аланы, буртасы, славяне (прежде всего, пост-анты), угро-мадьяры, северо-западные огузы, некоторые финские и другие (более мелкие) племенные группы. Правящая (после 800 го года лишь номинально, реально править стали «великие мелех-беки») династия этой империи была орхоно-тюркского (тюркютского) происхождения.

Арабские авторы сообщают о десятке городов-крепостей Хазарии, имевших мощные каменные сооружения. Они сосредоточивались в основном на юго-востоке этой державы, куда через Дербентские «ворота» в первую очередь могли проникнуть войска главного противника ранней («классической») Хазарии — Арабского халифата.

Достаточно сложным и любопытным является процесс трансформации смешанного восточнославянско-сарматского племени русов (россомоны — «народ рос» — росы [как часть антов и пост-антов] — «русь») в недрах Хазарского каганата в течение последних 2 х третей VIII века. По большому счету, в многонациональных социально-экономических, культурных, этно-конфессиональных отношениях этой империи (как один из её элементов) и складывалась непосредственно Предгосударственная Русь.

Во время своего расцвета в 700-х гг. Хазария была монолитной структурой, но (вопреки своим гунно-протоболгарским, аварским и западно-тюркским предшественникам) уже не кочевой. Аланы и буртасы полностью, а хазаро-булгары частично осели на землю. Не была номадами, естественно, и та часть финского, славяно-постантского и крымско-готского населения, которое подчинилось Семендеру где-то в конце 7 века. Военное могущество раннего Каганата (столицей которого с сер.VIII столетия стал город Итиль, в низовьях Волги) обезопасило Восточную Европу от огузских, печенежских и кимако-половецких набегов с востока. Сильное сопротивление оказала Хазария и северной экспансии Арабского Халифата.

Лишь один из походов исламского воинства в Предкавказье и на Волгу был удачным. Однако данную победу Дамаск (тогдашняя столица арабов) не сумел закрепить. Через несколько лет Каганат возобновил «статус-кво», но и учёл неудачу в означенной войне 737 года. Столица окончательно переехала из северокавказского Семендера в Итиль на Нижней Волге. Значительные массы протоболгарского и аланского (ясского) населения были переселены из халифатско-хазарского пограничья вглубь империи. Так возникли Волжско-Камская Болгария, очаги салтовской культуры Дона, Северского Донца, Средней и Нижней Волги, на Яике и Нижнем Днепре. Разворачивая колонизацию аланами (ясами) и протоболгарами земель финских, славянских (пост-антских и именьковских) и буртасских подданых кагана, правительство Хазарии должно было как-то иногда и учитывать вынужденные потери родных земель этой частью своих подданых (будуна).

О подробностях мы можем только предполагать. Несомненно одно: существенная пост-антская территория была итильским правительством изначально изъята у какой-то местной восточнославянской группировки и передана аланским и булгарским мигрантам из северокавказских предгорий. Вполне вероятно, что этими «автохтонами» оказалось одно из пост-антских племён, а именно — росы.

На отобранной территории, охватившей значительную часть бассейна Северского Донца (касаясь и верхнего Дона), формируется где-то сразу после 737 г.— местный наиярчайший, преимущественно аланский (ясский) вариант салтовской археологической культуры. До середины 2 й четв. 8-го столетия в этом районе функционировал один из пост-антских позднепеньковских археологических комплексов. Ряд исследователей (Рыбаков Б.А., Седов В.В., Павленко Ю. В.) именно данную зону связывают с этнонимами «росского» корня IV — VII вв. (росомоны, «народ рос», росы).

Следствием рассмотренных миграционных метаморфоз и явилась весьма вероятная «диаспоризация» русов. Возможно, что это (лишённое в 737 — 740 гг. большей части своего земельного фонда) восточнославянское пост-антское племя получило какую-то материальную и иерархическую компенсацию от хазарского правительства (всё-таки один были одним из вассалов Каганата). Во всяком случае, росы в последующие полсотни лет почти оставили оседлое скотоводство и земледелие, постепенно трансформировавшись в своеобразную «общехазарскую» военно-купеческую корпорацию Каганата (это одним из первых подметил украинский востоковед Е.И. Прицак), расселившись во многих городах и факториях Итильского Эля. Количество такого рода поселений в Хазарии в течение 8 го столетия непрерывно возрастало.

Арабский исследователь IX — X вв. (который частично отобразил и ситуацию порядка 100 — 150-летней давности от времени своих записок) Ибн-Росте пишет: «Русь пашен не имеет». Другие арабо-персидские источники отмечают города, корабли, фактории, целые «острова» «русов», деловые качества этого народа, воинственность, драчливость, храбрость. Органическое единство индивидуализма росов с этно-традиционалистским укладом их корпорации иллюстрируется очень значительной властью жрецов и институтом человеческих жертвоприношений.

«Русы» достигли определённого могущества в Каганате. Росская диаспора сумела развернуть своеобразную этно-социальную корпорацию, торговая активность которой в Хазарии всё более напоминала монополию. Ей удалось ещё до 800 г. сформировать обще-восточноевропейскую систему торговых путей с экспортными нитями (прежде всего пушными) вплоть до Багдада и Балха.

Военная служба «русов» на восточнославянских землях, поездки «гостей»-корпорантов с торговыми и собирательско-данническими (для Хазарии) целями к самым отдалённым пост-антским племенам оставляли их в своей языковой среде.

А каковыми были русско-варяжские контакты? Первое («до-гостомыслово») появление варягов на севере Восточнославянщины датируется археологами ещё серединой 8 столетия. В районе Ладоги формируется (в процессе нескольких непростых трансформационных этапов) «циркум-ильменское» объединение местных восточнославянских и финских племён с варяжскими дружинами.

«Русь» же в конце VIII в. уже несколько десятков лет представляла из себя военно-торговую корпорацию хазарской службы и имела существенные отличия от норманнских мореплавателей в быту, идеологии, способах плавания и судостроения, верованиях и социальном устройстве. Другое дело, что для арабо-персидских наблюдателей оба эти светло-пигментированных «морских» народа были как бы «на одно лицо». Русские товары ещё в 790-х гг. знают Харун-аль-Рашид и его жена — Ситт-Зубейда. А сколько ещё до этого десятилетий прошло, прежде чем росская «диаспора-корпорация» не окрепла? Сначала были освоены купеческие пути Хазарии. Затем состоялся выход «русов» на прикаспийскую торговлю с Халифатом. Ещё позднее наши «корпоранты» (где-то до 785 г.) проникли в «глубины» исламской империи, выдавая себя за христиан, а не «язычников» (коими они тогда ещё были).

Так что, «русская корпорация» как торговое, cоциально-экономическое и этно-политическое (хотя и вассальное) явление, — возникла несколько ранее самого первого появления варягов в Ладоге. И при том гораздо южнее.

Восточное славянство (в томм числе и росы) самостоятельно развивает судостроение и, соответственно, технологию плавания по рекам, озёрам и морям. И вне зависимости (для «диаспоры русов», по крайней мере, до начала IX в.) — от варяжского «шнеко-строительства».

С началом (около 800 г.) гражданской войны в Каганате (в связи с принятием Итилем иудаизма как государственной религии) имело, по-видимому, место взаимодействие «русов» и независимых тогда северных восточнославянских племён. В военных дружинах этих структур вполне могли фигурировать (а то и руководить ими) — варяги. «Корпорация Русь» (возглавив, повидимому, несколько южных и центральных восточнославянских племён) отделилась под анти-иудаистскими лозунгами от Хазарии. Более того, князь росов провозгласил себя каганом и был (возможно) одним из активных языческих претендентов в борьбе за центральную власть в Итиле.

Тогда, скорее всего, и произошло первое взаимодействие «Циркум-Ильменщины» и Руси, о чём свидетельствует агиографический документ «Житие Стефана Сурожского». В нём говорится о том, что один из варяго-словенских предводителей — Бравлин принимает участие в «каганатской смуте» на стороне русов. В процессе перипетий хазарской гражданской войны это северное воинство совершает нападение на города южного Крыма. Данное событие достаточно смутно отображено в «Житии Стефана Сурожского». Интересно то, что в данном первоисточнике отмечаются как «новгородцы» (отряд Бравлина), так и «русы». Последних (какое-то воинское подразделение «диаспоры») русский «каган-князь» временно подчинил Бравлину, которому (то ли наёмнику, то ли ладожансому варяго-словенскому союзнику) был, возможно, поручен вспомогательный крымский театр военных действий хазарской гражданской войны.

Борьба за «Хазарию в целом» шла с переменным успехом. К концу войны Русь оформила свой собственный каганат. В его состав вошёл ряд тогдашних восточнославянских (пост-антских) союзов племён, точный перечень которых из-за недостаточной информации первоисточников определить невозможно. Весьма вероятно, наличие среди них уличей (русов-ал-лудана арабского источника «Худуд-аль-Алем») и северян (союзников русов), а также, по-видимому, небольших восточнославянских групп радимичей и полян.

Сформировавшаяся ранняя русская государственность включила в себя, помимо ряда восточнославянских племён и союзов, и те города, фактории и «острова», над которыми «росам-диаспорникам» удалось сохранить контроль. Однако весомая часть последних вынуждена была покинуть Итиль, Семендер, Булгар, Таматарху, Фанагорию, Керчь и ряд других населённых пунктов Хазарии. Значительное количество «русов» заполнило племенные центры северян, уличей и полян, где купеческие и сторожевые пункты «корпорации» были и раньше. Где-то в Азово-Причерноморье каким-то образом ещё сохранялся под контролем Руси (недалеко на востоке и северо-востоке от города Таматарха-Тмутаракань) и после «большой каганатской смуты» какой-то «остров русов» — Вабия. Это, скорее всего, дельта Протоки-Кубани. Что подтверждается современными археологическими материалами Голубицкого городища в кубанской дельте. Ещё до захвата Таматархи Святославом в 960 х гг. Вабия являлась, вероятно, оперативной базой кавказских походов «русов» 9 — 10 столетий.

Русский Каганат

Варяжские дружины, начиная с похода Бравлина, появляются в тогдашней Ранней Руси. Некоторые из них идут на непосредственную службу новому государству. Формируется также «механизм вступления» тех или иных групп викингов в состав «корпорации», которая ещё продолжительное время существовала и после «обретения державности», всё-более приобретая черты социально привилегированного слоя.

Здесь надо напомнить, что ещё в рамках Хазарии русская диаспора имела некоторые черты полиэтничности. В неё могли войти и славяне других племён, и финны, и тюрки, и аланы, и буртасы, и угры. Однако каждый «корпорант-неофит» должен был влиться в этно-социальную структуру «Руси», принять (хотя бы частично) её «конфессиональные ценности». Власть волхвов и институт человеческих жертвоприношений, как уже отмечалось, были очень значимы. Это обстоятельство, по нашему мнению, также свидетельствует против «первичного норманнства» росов. Варяги-язычники ни в своих походах, ни у себя дома почти не знали культа приношения в жертву богам людей. «Русы» же практиковали такие обрядовые действия очень широко и долго, вплоть до 986 года.

В течение 1-й трети 9-го столетия усиливается внешнеполитическая военная, торговая и дипломатическая активность нового государства.

Из значительного количества морских походов на византийские владения той эпохи нам известны два: на остров Эгину и на Амастриду. А сколько их осталось вне поля зрения очень скупых анналов и выборочных агиографий (житий святых) той эпохи?

Благодаря посредничеству волынян (пост-дулебов) ещё в 1-й четверти 9 в. устанавливается торговый обмен главных городов Русского каганата (через посредничество также и чешско-моравских племён) с немецким Раффельштедтом. Впоследствии же и с Регенсбургом. В те годы стали известны в Южной Германии купцы-«рузарии». В дальнейшем эти русско-баварские экономические связи осуществлялись (посредством, по-прежнему, бужано-волынян) через Моравское княжество.

В конце 830-х гг. каган Руси отправляет дипломатическую миссию в Византию. В её составе были и варяги.

Арабские источники отмечают наличие в Русском каганате 3 х центральных городов: Артании (Артаба, Арсании, Арсы), Куявии (Куяба) и Славии (Салау). Сообщается о некотором «старшинстве» Артаба в отправлении государственно-представительских функций в сравнении с двумя другими участниками означенной «триады» столиц: Куявии (Киева) и Славии (Словенска-на-Десне — будущего Чернигова). Трудность отыскания археологического аналога Артании состоит в неизвестности её хотя бы приблизительного расположения — где-то в Среднем Поднепровье, к юго-востоку от Киева. Переяславль-Русский (появившийся в кон. IX в.) был, по-видимому, всего лишь результатом тогдашней (в 870 е — 880 е гг.) эвакуации Артаба. Сама же Артания, вероятно, находилась где-то недалеко от нынешнего Переяслава-Хмельницкого. Порядка одной — двух сотен километров.

Нам неизвестны последствия контактов Арсы и Константинополя в 838 — 839 гг., но возвращению «послов» помешала новая «хазарская смута» с активным участием в ней кочевых угров. Поддерживая то одну, то другую сторону возобновлённого конфликта, мадьяры (вернувшись к концу 830-х годов к лояльности итильскому правительству) поселились на обоих берегах Нижнего Днепра, нанеся поражение местным боилам-сепаратистам и перерезав коммуникации Руси. Выходы к Чёрному (Русскому) морю для русов были тогда блокированы венграми.

Нижневолжский Каганат частично возобновил своё могущество. Правитель «русов» титулизируется уже снова как князь. По-видимому, «великий князь».

Артаб пошёл на значительные уступки Хазарии где-то около 840 г. Оставшись самостоятельной, Русь тогда отказалась от императорского титула кагана. Возобновив с разрешения Итиля (и вассальных ему мадьяр) крымскую и восточную «багдадскую» торговлю, русская «корпорация» (по данным Масуди) стала источником одного из главных таможенных доходов хазарского правительства тех лет. Воссоздались какие-то, хотя и формальные, даннические отношения.

Осознав уязвимость для кочевнических набегов (которые стали реальностью, как следствие хазаро-каганатских гражданских войн 1 й половины 9 в.) местонахождения своей лесостепной резиденции, великий князь русов, а им, согласно Масуди, в кон. 1-й пол. 9 в. был Дара [Дир], меняет столицу. Его резиденция переезжает в полянский Киев, пока ещё незначительно освоенный «русами-корпорантами». Однако ещё некоторое время за «божественной» Артанией сохрнялась функция «первопрестольной».

В сер. IX в. один из «инкорпорированных» в «русы» варягов (Аскольд) становится соправителем росского династа Дира. Последний же (по косвенным данным Масуди) до этого события был сильнейшим из «царей саклабов» конца 1 й пол. данного столетия, что отображает ведущую роль Руси среди славян уже в ту первоначальную стадию существования этого государства. При Аскольде отмечается определённое восстановление (после «кризиса» конца 830 х — начала 840 х гг.) убедительных внешнеполитических позиций нашего тогдашнего молодого этно-политического образования. Окончательно ликвидируется, по летописям, в 3 й четверти IX в. (по инициативе, вероятно, Аскольда) даже формальный сюзеренитет Хазарии над Русью. Хотя титул «кагана» оба правителя росов не стали для себя восстанавливать, «прижившись» к новому — «великий князь». Усиливается давление Руси на Византию. Симптомом чего и были два похода на Царьград.

Варяги оказались весьма существенным фактором становления надстройки Ранней Руси. Однако не они стояли у её колыбели. И не от них этнонимы «росы», «русы», «русь». Эти самоназвания восходят к одному из восточнославянских (с сарматским субстратом) племён. Как и от «росов»-«русов» — наша государственность, истоки которой, в какой-то мере, — в Хазарском Каганате. Это была государственная структура, из которой в результате языческого восстания выделилась самая ранняя Русь.

Последовательность этой государственности такова:

— Русский Каганат (800 е — 840 е гг.)

— Первое Русское Великое Княжение Дира (840 е — 850 е гг.)

— Первое Русское Великое Княжение Дира и Аскольда (850 е гг. — 882 г.)

— Второе Русское Великое Княжение (882 — 1132 гг.).

Вот о чем нам свидетельствует история.

Тэги: история, Русь, Хазария

Комментарии

Выбор редакции
Что будет с ценами на продукты питания в Украине после блэкаутов
Что будет с ценами на продукты питания в Украине после блэкаутов
Что будет с ценами на продукты питания в Украине после блэкаутов
Что будет с ценами на продукты питания в Украине после блэкаутов
Конспирология QAnon: игра, ставшая реальностью
Конспирология QAnon: игра, ставшая реальностью
Цивилизация ужасов: английская и американская культуры относятся к смерти как-то по-особенному...
Цивилизация ужасов: английская и американская культуры относятся к смерти как-то по-особенному...
Шокирующая исповедь о практиках медитации
Шокирующая исповедь о практиках медитации
Масоны раскрыли свой самый главный секрет
Масоны раскрыли свой самый главный секрет
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Появилось видео эпичной драки между двумя известными российскими футбольными командами
Появилось видео эпичной драки между двумя известными российскими футбольными командами
Появилось видео эпичной драки между двумя известными российскими футбольными командами
Появилось видео эпичной драки между двумя известными российскими футбольными командами
Появилось жутковатое видео с участием Байдена
Появилось жутковатое видео с участием Байдена
Куда переселять часть Киева? Куда нам вывезти миллион людей?, - Подоляк
Куда переселять часть Киева? Куда нам вывезти миллион людей?, - Подоляк
Описаны три сценария блэкаута в Украине
Описаны три сценария блэкаута в Украине
В Киеве - дефицит хлеба, половина жителей до сих пор сидят без света
В Киеве - дефицит хлеба, половина жителей до сих пор сидят без света
ЧВК «Вагнер» отправил депутатам ЕС... кувалду
ЧВК «Вагнер» отправил депутатам ЕС... кувалду
Почти весь Киев - без воды и света, в столице очереди и проблемы с наличкой
Почти весь Киев - без воды и света, в столице очереди и проблемы с наличкой
Появилось видео самой большой золотой рыбки в мире
Появилось видео самой большой золотой рыбки в мире
Президент Польши: Я не обвиняю русских. Эмманюэль, думаешь, мне война с Россией нужна?
Президент Польши: Я не обвиняю русских. Эмманюэль, думаешь, мне война с Россией нужна?
Борис Джонсон: В Германии считали, что лучше бы Украина рухнула
Борис Джонсон: В Германии считали, что лучше бы Украина рухнула
fraza.com

Опрос

Готовы ли вы годами жить без света и тепла ради членства Украины в ЕС?