В результате распада Советского Союза Украине досталось огромное количество складов с боеприпасами, причём большинство из них — после вывода советской армии из Восточной Европы. Складировались боеприпасы без соблюдения необходимых мер безопасности. Именно поэтому пожары на складах стали достаточно частым явлением в украинской истории.
Однако такой пожар — вещь крайне опасная, затронутые огнем боеприпасы взрываются, разбрасывая вокруг сотни тысяч осколков. Пожарникам, чтобы подобраться поближе, нужна не обычная, а бронированная техника. Поэтому на вооружении как армии, так и МЧС находятся пожарные танки.
ГПМ-54
ГПМ-54 «Феникс»
Вероятно, первым пожарным танком в СССР стала Гусенично-пожарная машина (ГПМ)-54, разработанная в 1971 году, которая и поныне выпускается Львовским бронетанково-ремонтным заводом на базе танка Т-54/55.
Бронированная кабина находится на том месте, где у танка расположены рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста. Прямо над кабиной — бронированная емкость для девяти тысяч литров огнетушащих средств. Сверху на цистерне стоит лафетный ствол, которым управляет сидящий рядом с механиком-водителем командир экипажа. Это основное орудие подачи воды или пены. За цистерной — насосно-рукавный отсек с насосом ПН-60Б. Сзади в отсеке предусмотрены катушки для пожарных рукавов.
Ныне эти машины составляют основу парка украинских пожарных танков. По состоянию на 2014 год на военных объектах ВСУ в эксплуатации находились 50 таких танков, из которых 29 «выбили» свой технический ресурс.
Поэтому за последние годы Министерством обороны Украины подписан ряд контрактов с «львовянами» на поставку новых ГПМ-54. Так, в апреле 2020 года армии были переданы четыре таких машины, тогда же представители завода заявляли о том, что еще три ГПМ-54 находятся в стадии переоборудования.
ГПМ-64
ГПМ-64
В 2010 году инженерами Харьковского бронетанкового ремонтного завода на базе Т-64 была создана машина ГПМ-64.
Впервые этот пожарный танк использовали во время пожара на военных складах в Лозовой. Также он участвовал в тушении пожара на нефтебазе под Киевом 8-16 июня 2015 года.
В установленном на корпусе баке одновременно находится 25 тонн воды. На крыше танка установлен специальный водомёт, дальност подачи водяной струи составляет 100 метров, площадь тушения — от 200 до 250 м2.
Существует в единственном экземпляре.
ГПМ-72
ГПМ-72
В инициативном порядке в плане ориентации на экспортные поставки Львовский бронетанковый завод разработал пожарный танк на базе Т-72. При этом широко использовались детали и агрегаты западного производства — в частности, водомет FPN Ziegler-6000- 2H и радиостанция MOTOROLA GM-360. Окончательные работы и создание комплекта конструкторской документации были завершены только к 2017 году.
Тогда же к ней проявили интерес и украинские военные, которые вернули на вооружение танк Т-72. В начале апреля 2017 года завод завершил ведомственные испытания ГПМ-72, в том же году, но в конце сентября «львовяне» передавали танк для тушения пожара на складе боеприпасов в Калиновке Винницкой области.
В мае 2018 года Министерство обороны Украины официально разрешило эксплуатацию ГПМ-72 в вооружённых силах Украины.
В ходе переоборудования на месте танковой башни устанавливается резервуар с водой ёмкостью 20 м³. Имеется также бульдозерное оборудование, водомет с механизмом дистанционного управления (ёмкость бака для пенообразователя составляет 2 м³), генератор пены, гидроэлеватор и выдвижная лестница.
Интересно, что внутри корпуса находится свободный отсек на 5-6 человек, который может быть использован для эвакуации пострадавших или доставки пожарной команды на место пожара.
О поставках в войска ничего не известно.
«Импульс −1»
«Импульс −1»
В 1989 году на Львовском танкоремонтном заводе была разработана и собрана пожарная машина импульсного воздействия «Импульс-1». Это была прорывная техника с учетом опыта тушения пожара на Чернобыльской АЭС. Суть нового способа тушения заключалась в подаче выстрелом или залпом огнегасящего вещества в очаг пожара. По сути, «Импульс-1» — это шасси танка Т-55 с 40-ствольным модулем, который представляет собой вращающееся основание, установленное на штатный танковый погон, на котором смонтирована рама с блоком стволов калибра 200 мм и приводом вертикального наведения.
В ходе производственных испытаний было установлено, что для «Импульс-1» наиболее мощным и эффективным является залп из 10 стволов, позволяющий за 1-2 секунды сбить пламя на площади от 500 до 1100 м².
Установка осталась в единственном экземпляре.
«Импульс-2М» перед отправкой в Кубинку на испытания, 1990 г.
«Импульс-2М»
В 1990 году начались работы по доработке «Импульс-1» на базе танка Т-62. В ходе работ был отработан новый 50-ствольный модуль, переконструирована рубка оператора, упрощен привод вертикального наведения. И самое главное — было установлено бульдозерное оборудование.
После развала Союза опытный экземпляр «Импульс-2М» остался в России, где находился на государственных испытаниях.
«Импульс-3» в одной из частей ГСЧС Украины
«Импульс-3»
Так как вся база и документация находились в Украине, поэтому нет ничего странного в том, что уже в 1992 году появилась машина «Импульс-3», которая, кроме мелких деталей, полностью повторяла «Импульс-2М». Эти машины (как в варианте «Импульс-3», так и «Импульс-3М») были выпущены небольшой партией в 32 единицы.
Семь машин были куплены государством для объектовых военизированных пожарных частей: две в Чернобыль, еще две — в отряд по тушению газовых и нефтяных скважин г. Полтава, по одной — в химическое ПО «Азот» (г. Черкассы), НПЗ в с. Гнедицы Черниговской области и НПЗ в г. Симферополь (захвачена Россией после аннексии Крыма).
Еще пять машин ушло на экспорт в Йемен, как минимум 10 — в Россию. Последние используются и поныне в Кумертау на Канчуринско-Мусинском комплексе подземного хранения газа, в Уфе на НПК «Башнефть», в г. Балаково Саратовской области на АЭС, а также НПЗ в г. Сызрань Самарской области.
Остальные не нашли своих заказчиков и ныне находятся в отстойнике Киевского бронетанкового завода.