Главное: Коронавирусная истерия подстегивает националистические движения в разных странах. Пока «замыкание на себе» работает и помогает решать проблемы, связанные с распространением вируса. Но оживить мировую экономику в посткарантинное время будет гораздо сложнее, если страны пойдут каждая своим «особым путем».
Когда падемия наконец-то закончится, самые радикальные запреты на передвижение, скорее всего, будут сняты. Но весьма маловероятно, что будет полностью восстановлен глобализированный мир образца прежних лет.
Некогда практически стертые границы между странами вновь становятся заметны. Текущий кризис показал, что во времена чрезвычайных событий люди возвращаются к своим национальным государствам, которые финансово, организационно сильнее различных международных институтов. К тому же налицо неустойчивость глобальных цепочек поставок. Сложно представить, что крупные развитые страны будут и впредь мириться с текущим положением вещей, когда им приходится импортировать большую часть жизненно важных предметов медицинского назначения. К примеру, до недавнего времени 97% всех антибиотиков в США импортировали из Китая.
Пандемия усиливает политические тенденции, которые были заметны и прежде. Речь идет о локализации производства и ужесточении пограничного контроля. Последнее в нынешних условиях — конечно, необходимость. Но опасность в том, что «уход в себя» может спровоцировать бесконтрольный национализм, упадок глобальной торговли и полный отказ от международного сотрудничества.
Худший сценарий — развал ЕС, разрыв отношений между США и Китаем и последующая война.
Германия
Тенденция к национализации была заметна в недавнем чрезвычайном обращении к своим гражданам Ангелы Меркель. Во время выступления она ни разу не упомянула о ЕС. И это неудивительно.
Сегодня финансовая помощь для бизнеса и безработных идет в основном из национальных бюджетов, а не из Евросоюза. Многие европейские политики сейчас критикуют ЕС за неспособность придерживаться принципа солидарности и восстанавливают пограничный контроль между европейскими странами, которого прежде не было.
Венгрия
30 марта в Венгрии был принят закон, по сути, дающий право премьер-министру Виктору Орбану во время ЧС управлять страной при помощи декретов. Оппозиция и правозащитники назвали это шагом на пути к диктатуре.
У венгерского лидера и прежде проявлялись наклонности к авторитаризму. Его карьера, которая охватывает разные периоды (от антисоветского либерализма до праворадикального национализма), всегда была подчинена тому, чтобы получить и удержать власть любой ценой.
Индия
В Индии пандемия придала дополнительный градус прежним национальным спорам. По мере распространения эпидемии мусульмане стали удобным «козлом отпущения». Многие индусы сегодня считают, что мусульмане намеренно распространяют коронавирус. Якобы это — своеобразный джихад.
США
США — лидер в сфере научного прогресса. Но возглавляет сегодня страну консерватор, который открыто насмехается над международным сотрудничеством и ведет глобальные торговые войны.
Китай
Китай стремится вернуть былую имперскую славу. Руководству КНР пока удается сдерживать распространение эпидемии, и успех в борьбе с вирусом чем дальше, тем больше повышает градус гремучего коктейля, замешанного на национализме и ксенофобии.
В Пхеньяне (КНДР) и Шанхае иностранцам запретили заходить в магазины и тренажерные залы, якобы в рамках кампании по сдерживанию вспышки коронавируса.
«Мы временно не принимаем иностранных друзей и людей с температурой выше 37.3», — такая надпись висит на двери парикмахерской в центральном районе Пхеньяна.
Ресторан в северной провинции Китая вывесил плакат с надписью: «Поприветствуем распространение эпидемии в США. И пожелаем вирусу хорошего пути в Японию».
А в популярном комиксе иностранцев вообще помещают в мусорные баки.
По словам Лаки Дестини, нигерийского экспортера ювелирных изделий в провинции Чжэцзян, в последние недели всякий раз, когда он выходил на улицу, то замечал, что местные жители прикрывают свои носы или отходят в сторону. Владельцы магазинов просили его уйти, а пассажиры массово выходили из автобусов, в которые он заходил. Еду он покупал только ночью, когда на улицах никого не было.
«Я составил бизнес-план, чтобы заработать для своей семьи. Но если так будет продолжаться, мне придется уйти», — говорит 28-летний Дестини.
В ближайшем будущем национализм может быть полезным для центрального правительства Поднебесной. Но в долгосрочной перспективе это приведет к международной изоляции.
Тупик национализма
Судя по всему, в будущем коронавирус еще глубже обострит давние противоречия. Пандемический импульс против глобализации сольется с политическими тенденциями, которые набирали силу и прежде. Слева — экологическое движение, которое уже стигматизировало воздушные перевозки. Справа — призывы не пускать беженцев и нелегальных мигрантов.
У антиглобалистов после пандемии появится серьезная политическая поддержка, но, скорее всего, они не предложат лучшего из возможных решений насущных проблем. Пандемия и ее последствия, будучи глобальными проблемами, требуют именно эффективного международного управления. Оживить мировую экономику в посткарантинное время будет гораздо сложнее, если страны пойдут каждая своим «особым путем» и окажутся замкнуты на национальном уровне.
При подготовке статьи использовались материалы ИноСМИ