Главное: Новый фильм российского режиссёра Ильи Хржановского «Дау. Дегенерация» («Дау. Вырождение») пестрит сценами отровенного насилия и аморальности. В фильме есть кадры с пытками младенцев, убийством свиньи и порнографией. На все это создателям ленты Госкино Украины выделило 750 тыс. долларов.
В последние дни разразился скандал вокруг фильма российского режиссёра Ильи Хржановского «Дау. Дегенерация» («Дау. Вырождение»), который снимался в Харькове и частично финансировался из госбюджета Украины. В ленте показаны пытки над младенцами. Дети для этой сцены брались из местного детдома.
В связи с этим прокуратура открыла два уголовных дела по статьям ч. 2 ст. 127 (пытки), ч. 3 ст. 300 (изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия) уголовного кодекса. И первого (пытки), и второго (насилие) в этом кино в избытке.
Побольше дерьма...
В то время, как украинские правоохранители ведут расследование, кинофестивальная публика этому фильму рукоплещет. Две его части принимали участие в конкурсе Берлинского кинофестиваля. «Дау. Дегенерация» осталась без наград. Но другая глава картины с подзаголовком «Наташа» получила призы за актёрскую и операторскую работу. Эти награды — циничный плевок в лицо кинематографу.
«Дау. Дегенерация» — это мерзость, которая может понравиться только фанатам советской эпохи и садистам, получающим кайф от насилия. В этом кино много (очень много):
— откровенной аморальности и порнографии;
— гомофобии;
— антисемитизма;
— расизма;
— алкоголизма;
— разврата;
— затянутой бессодержательной болтовни;
— любования советской эпохой.
Кроме того, здесь подробно показывается убийство животного.
Сюжет фильма «Дау. Дегенерация»
Сюжет картины разворачивается в конце 1960-х на территории закрытого научного института. Это своего рода силиконовая долина советского типа. Учёные самых разных направлений здесь увлеченно экспериментируют, дискутируют, учатся, философствуют и обсуждают прогрессивные идеи. На территории института допускается гораздо больше свободы, чем за его высокими стенами. Так что рядом с комсомольцами и коммунистами по корпусам института ходят буддисты, раввины, православные священники. Молодёжь здесь отплясывает под капиталистический рок-н-ролл в стильной одежде, на полках прилавков лежат деликатесы, а интерьеры обставлены по европейской моде.
При этом сотрудники института грубо злоупотребляют своим положением. Они часто напиваются, научный интерес у них отходит на второй план перед интересом шкурным, а многие их исследования и эксперименты не имеют никакой практической пользы. Словом, в этой научной общине торжествует полнейшая дегенерация. Ещё больше беспредела среди обслуживающего персонала. Повара, уборщицы и буфетчицы здесь пьют ещё больше, чем «ученые», «забивают козла» на раздевание и саботируют работу.
Исправить ситуацию решает вездесущее КГБ. Комитетчики ставят своего человека во главу института, а также запускают своих людей внутрь коллектива. Последние — воспитанники армии и зоны — пытаются навязать свои жестокие правила поведения и начинают тотальный террор.
Реализм и клевета на советскую науку
Главное достоинство ленты — это чрезвычайно точно воспроизведённая эпоха. Буквально каждая деталь интерьера словно телепортировалась в кадр напрямую из советского времени. Атмосфера усиливается колоритными выпуклыми персонажами. Столь точно воссоздать эпоху на экране авторам картины удалось благодаря особому принципу съёмки фильма. Актёры месяцами буквально жили на съёмочной площадке, не расставаясь со своими кинообразами. При этом артистам запрещалось выходить за пределы съёмочной площадки, пользоваться современными телефонами, компьютерами и прочими гаджетами.
Рядом с профессиональными артистами роли фильма исполняли аутисты, люди с психическими отклонениями, а одну из главных ролей (буфетчицу) сыграла бывшая порноактриса Ольга Шкабарня.
Хронометраж «Дау. Дегенерация» переваливает за шесть (!) часов. И это только одна из 14 частей всего проекта «Дау», которые заявлены на его официальном сайте. Все эти фильмы объединены одной концепцией. Они рассказывают о жизни в секретном НИИ на протяжении нескольких десятилетий, а сюжеты и персонажи каждой из этих картин пересекаются друг с другом. Словом, проект «Дау» — это, по сути, сериал.
Просмотр этого сериала превращается для зрителя в настоящую пытку. Здесь чрезвычайно длинные бессодержательные диалоги, когда по несколько раз обсуждаются одни и те же бытовые мелочи, которые не развивают сюжет. При этом большинство диалогов в кадре сопровождается матом и алкоголем. По количеству матерных слов и выпитого алкоголя это кино — абсолютный рекордсмен 2020 года.
Мир, показанный в фильме, стоит на вездесущем насилии. Начальство здесь цинично эксплуатирует подчинённых. Учёные ставят жестокие эксперименты над испытуемыми людьми и животными. КГБ манипулирует всеми подряд. Влюблённые и родственники здесь цинично используют и унижают друг друга.
Хоть в основе сюжета — история про советских учёных, которые призваны изобретать гениальные технологии, о самой науке в ленте говорится оскорбительно мало. Видя на экране этих деградирующих пьяниц, сложно поверить, что в СССР была наука, которая вывела в космос первого человека, построила крупнейшие самолёты, создала первую электронно-вычислительную машину и выпустила тысячи важнейших научных изобретений.
«Дау» незаслуженно обливает нечистотами и всячески унижает научный мир СССР 1960-х годов.
Российско-украинский киношлак
О планах создать фильм «Дау» впервые заговорили ещё в 2006 году. Вскоре, как уже упоминалось выше, кинопроект решило поддержать украинское Госкино. И в 2011 году, когда начались съёмки картины, из госбюджета нашей страны авторам ленты перечислили больше 6 млн грн (по курсу 8 грн/доллар).
По разным причинам этот фильм довели до премьеры только в 2019 году.
Сегодня финансирование российского сериала из госбюджета Украины уже выглядит, как циничная насмешка. Но в те годы российское и украинское кинопроизводство работало в плотной связке. Например, нынешний президент Украины тогда активно штамповал свои халтурные ромкомы в копродукции с Россией.
Так что возмущает не сам факт финансирования, а выбор фильма, который был профинансирован из госбюджета Украины. Чтобы получить госфинансирование, авторы кинопроекта подробно описывают экспертам Госкино его концепцию, сюжет, творческий состав и многие другие характеристики будущего фильма. Насилия в этой картине столько, что обойти его вниманием при презентации было просто невозможно. В связи с этим возникает очень острый вопрос: или авторы фильма соврали во время конкурса кинопроектов Госкино (недоговорив про обилие преступной жестокости, пошлости и моральной грязи в кадре), или же в самом Госкино сознательно выделили около 750 тыс. долларов (по курсу 2011 года) на фильм, который откровенно пропагандирует насилие.
Надеюсь, кроме разбирательств прокуратуры со сценой с младенцами, Госкино, в свою очередь, объяснит нам, почему деньги украинских налогоплательщиков были выделены на этот аморальный киношлак.
Ну а пока касательно фильма «Дау. Дегенерация» приходится констатировать следующее:
Во-первых, «Дау. Дегенерация» — это насилие над зрителем, который вынужден терпеть многочасовое халтурно смонтированное, откровенно скучное кино;
Во-вторых, это — насилие над животными. В одной из сцен ленты подробно показывается жестокое убийство свиньи (ей перерезают горло, отрубают голову, а затем её разрезают прямо перед камерой);
В-третьих, в фильме звучат многочисленные гомофобные, антисемитские и расистские оскорбления, которые по сюжету не опровергаются и не подвергаются критике;
В-четвёртых, авторы фильма акцентируют внимание на пьянках, мате, вульгарной болтовне, грубом сексе, драках и насилии над людьми во время экспериментов. Все это показывается на экране очень медленно и в подробностях.
Вот такое вот, с позволения сказать, кино...