После распада СССР на территории Украины осталось около 4 тысяч танков сразу нескольких моделей. Однако официально на вооружение приняли только Т-64 разных модификаций. Все остальные сразу пошли на хранение, причем не только откровенно устаревшие образцы, но и современные (даже по нынешним меркам) Т-72 и Т-80. Сегодняшний наш рассказ именно об устаревших машинах и их судьбе.
Итак, в частях Советской Армии (прежде всего учебных частях) на 1991 год было 168 танков Т-55, еще большее количество находилось на хранении.
Т-55 на хранении на базе в Артемовске (ныне — Бахмут)
На начало 1990-х годов Т-55 и Т-55А представляли из себя устаревший тип основного боевого танка. Они выпускались с 1958 по 1978 год. Правда, в 1983 году советские инженеры попытались модернизировать их до уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков за счет усиления огневой мощи и защищенности, получив на выходе Т-55М и Т-55АМ.
Фактически на 1991 год база Т-55 использовалась для создания целого ряда инженерных машин.
Несмотря на устарелость, машины пользовались (и пользуются до сих пор) большой популярностью в странах Азии и Африки. Причина — дешевизна. Вот и украинские чиновники достаточно активно стали распродавать парк Т-55. Только с 2007 по 2016 год были проданы 110 танков — 50 в Демократическую Республику Конго и 60 в Судан.
Попытались наши инженеры создать и собственный, весьма кардинальный вариант модернизации для иностранных заказчиков. Так появился Т-55АГМ от ХКБМ (Харьковское конструкторское бюро танкостроения) имени Морозова.
Т-55АГМ
Прежде всего «харьковчанами» была проведена глубокая модернизация боевого отделения, что позволило устанавливать 125 мм пушку КБМ1 или 120 мм КБМ2 (модернизированная КБМ1 под натовские боеприпасы) отечественного производства. Самое главное — в задней части башни в бронированном отсеке был установлен автомат заряжания (по типу отработанного на Т-84-120 «Ятаган»), благодаря чему количество членов экипажа в танке сократилось до 3 человек, а скорострельность выросла до 8 выстрелов в минуту.
На модернизированном танке Т-55АГМ был также установлен современный комплекс управления огнем из дневного прицела наводчика 1К14, тепловизионного прицела ПТТ-М с тепловизионной камерой «MATIS» фирмы «SAGEM», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29М, баллистического вычислителя ЛИО-В с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Э42 и других устройств.
Это позволяло вести огонь из пушки управляемыми ракетами с лазерным наведением и поражать цели с вероятностью не менее 0,8 на дальностях до 5000 м.
Для установки в модернизируемые танки предлагалась силовая установка на основе двигателя 5ТДФМ мощностью 850 л. с., что обеспечивало в том числе возрастание максимальной скорости переднего хода по дороге с твердым покрытием до 70 км/ч (вместо 50 км/ч).
Серьезно была усилена защита танка, которая состояла из пассивной броневой защиты и встроенной динамической защиты. Также на бортах были установлены силовые экраны и резинотканевые щитки.
Однако проект никого не заинтересовал, и единственный модернизированный танк так и гниет где-то на задворках.
Свой вариант предлагал и Львовский бронетанковый завод, однако никаких конкретных деталей этого проекта нет. Хотя львовяне переделали и один танк для показов.
Т-55, модернизированный Львовским бронетанковым заводом
Также «не выстрелил» и контракт на модернизацию парка Т-55 перуанской армии в 2012 г. Тогда ХКБМ выкатило проект Т-55М8А2 «Тайфун-2». Причем, по сути, это был все тот же Т-55АГМ, но с двигателем 5ТДФМА в 1050 л.с
Т-55М8А2 «Тайфун-2»
На начало российской агрессии весной 2014 года в составе ВСУ находилось лишь около десятка Т-55, которые использовались в 169-м УЦСВ «Десна» и яворовском 184-м центре подготовки миротворцев как тренажёры для подготовки на их шасси механиков-водителей инженерной техники.
По всей видимости, их количество за шесть лет если и увеличилось, то незначительно.
Т-55 на одном из полигонов ВСУ
Зато несколько подобрал со складов хранения шасси Т-55 Львовский бронетанковый завод, который развернул достаточно массовое производство инженерных машин — и для ВСУ, и для иностранных заказчиков.
Так, в июне 2019 года Государственная компания по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт» экспортировала в Мьянму 14 бронированных тягачей БТС-4ЛБТЗ (они же — бронированные ремонтно-эвакуационные машины «Зубр»).
А буквально в апреле 2020 года Львовский бронетанковый завод передал ВСУ четыре пожарных танка ГПМ-54 (причем сообщалось, что еще три находятся на завершающей стадии модернизации). Созданный на базе Т-55 ГПМ-54 располагает цистерной для воды на 10 тысяч литров, а также баком для пены на 1,1 тысячи литров. На танке установлено гидравлическое оборудование европейских производителей для обеспечения управления лафетным стволом, бульдозерным оборудованием и механизмом подъема кузова машины. Установлено и новое бульдозерное оборудование с грейдерным положением, доработана возможность включения пожарного насоса лафетного ствола для тушения пожара без остановки основного двигателя на месте и во время движения.
По сути, это единственная бронированная техника в ВСУ, предназначенная для тушения пожаров там, куда не может добраться ни одна другая техника, и являющаяся штатной для складов оружия и боеприпасов.
Таким образом, хотя и в виде инженерных машин, история Т-55 в составе ВСУ продолжается и поныне. И замены им пока не видно, хотя, с точки зрения логистики, лучше было бы иметь одну стандартную базу — например, все тот же Т-64.