Представители авиаиндустрии пытаются снизить объем вредных выбросов в атмосферу. Голландская KLM анонсировала строительство скоростной железной дороги между Амстердамом и Брюсселем (сейчас это популярный авиарейс), дабы предложить своим пассажирам альтернативу перелетам на короткое расстояние.
В прессе также была запущена маркетинговая кампания «Летай ответственно». К слову, за эту попытку KLM показать общественности, что их заботит окружающая среда, руководство компании обвинили в «зеленом пиаре», т. н. гринвошинге...
А в Норвегии с начала года вступил в действие закон, обязывающий добавлять в авиатопливо 0,5% биотоплива. Таким образом власти страны пытаются снизить объем углеродных выбросов в атмосферу. Для этой цели применяются и технологические разработки.
В свою очередь, метеорологическая система AVTECH предоставляет подробные сведения о погоде, которые позволяют выбирать оптимальные воздушные маршруты для экономии топлива. Авторы проекта утверждают, что такая инициатива позволяет уменьшить выброс CO2 на 16,000 тонн в год.
А вот канадская компания Harbour Air, наряду с SAS и Widerøe, тестирует электропланеры. Сейчас в авиапарке Harbour Air насчитывается порядка 40 пассажирских гидросамолетов, которые обслуживают прибрежные регионы в Ванкувере, Виктории и Сиэтле.
Меньше чем за 11 месяцев работы скромной канадской авиакомпании удалось поднять в воздух первые электропланеры, тем самым опередив другие компании, в т.ч. и крупные — Airbus, Boeing и Rolls-Royce.
Попытки запустить самолеты на электродвигателях предпринимаются с 1970 годов, но это были преимущественно самолеты, которые летали на короткие расстояния, или планеры на солнечных панелях с громадными крыльями (перевозить пассажиров они не могли).
Однако сейчас, когда изменения климата становятся все заметнее, исследователи в сфере авиаиндустрии вновь обратились к идее электросамолета как к способу уменьшить загрязнение атмосферы и, попутно, операционные расходы.
Сейчас по всему миру насчитывается около 170 проектов электросамолетов — в два раза больше по сравнению с 2018 годом. Большинство из них — в сущности футуристические прототипы (дизайн, который присутствует пока только на бумаге: городские такси, почтовые службы и пр.).
Это направление пытаются осваивать и крупные компании — такие, как Airbus, которая обещает к 2021 году выпустить гибридную модель лайнера E-Fan X hybrid. Один из четырех двигателей заменят электромотором 2MW с батареей на борту.
На фоне всех этих прототипов Harbour Air стоит особняком. Самолеты канадской авиакомпании летают на короткие расстояния — в прибрежном регионе Британской Колумбии и штате Вашингтон, что дает возможность чаще заряжать батареи. Мощность двигателей этих самолетов относительно низкая, значительная часть электроэнергии теряется при нагреве, когда заводится пропеллер. Но у электродвигателей мало механических частей, то есть они реже выходят из строя, отсюда и меньше расходов на ремонт.
Эксперты сомневаются, что в обозримом будущем могут появиться авиакомпании, чьи самолеты полностью бы работали на электродвигателях. Относительно низкая емкость батарей — пожалуй, их главный недостаток.
Батареи пока еще не могут конкурировать с авиатопливом в части удельной мощности, которая у авиационного топлива достаточно высока — в пределах 1 200 ватт-часов на килограмм; тогда как у литий-ионных батарей — только 200 ватт-часов на килограмм. Получается, чтобы пролететь одинаковое расстояние, вес батарей электропланера должен в шесть раз превышать вес топливного бака обычного самолета.
Два основных элемента конструкции Harbour Air — корпус самолета Beaver (модель выпускается с конца 40-х годов) и сертифицированные НАСА литий-ионные батареи. Такой подход позволяет существенно ускорить процесс сертификации в Федеральном авиационном агентстве и Минтранспорте Канады, ведь если бы это было совершенно новое летательное средство, все проверки заняли бы намного больше времени. А так Harbour Air уже через два года планирует принять на борт электропланера первых пассажиров.
Но попытки Harbour Air электрифицировать свой авиапарк вряд ли сделают индустрию в целом экологичнее. Ведь самолеты вместимостью 2—12 человек, рассчитанные на небольшое расстояние — это лишь небольшая доля всей глобальной авиации. Теоретически представляется возможным сократить весь глобальный расход топлива и выбросов CO2 лишь на 10%.
Появление электропланеров на рынке важно скорее с точки зрения популяризации технологии. Пока Harbour Air только прокладывают путь для авиации будущего (к слову, все авиаполеты можно отследить на flight-tracking.org).
Да и к тому же самолеты не главный источник загрязнения планеты. По информации Международного совета по экологически чистому транспорту, на авиацию приходится лишь 2,4% всего объема глобальных выбросов углерода.
Роль таких экспериментальных проектов во многом сводится к тому, чтобы донести до сознания людей новые идеи.
По материалам ИноСМИ