Бои вокруг Донецкого аэропорта и эпизоды с участием конкретных подразделений еще только ждут своего исследователя. Одним из важных событий 2014-2015 гг. на донецком направлении стала оборона расположения радиолокационной роты 156-го зенитно-ракетного полка под Авдеевкой. В историю войны на Донбассе она вошла как «оборона «Зенита».
Самое интересное то, что самый тяжелый год (с сентября 2014 по сентябрь 2015 года) выдержали не пехотные части, а сборная солянка военнослужащих Воздушных Сил, то есть людей, которые, в принципе, не обучены ведению общевойскового боя. Это знаменитая «Дика качка».
Расположение постов на «Зените» по состоянию на лето 2015 г.
Всего за год через «Зенит» прошло около 700 бойцов в семи ротациях. О боевой работе одной из них — шестой — и пойдет речь в статье.
Бойцы этой ротации воевали под Донецком два месяца 2015 года: с 2 июня по 2 августа. 104 военнослужащими из разных частей ВСУ командовал полковник Игорь Левчук («Лев»), начальником штаба был подполковник Виктор Мисюра («Вулкан»).
Вид из одного из опорных пунктов
Именно этот период войны на Донбассе был достаточно напряженным. Так, именно на эту ротацию пришлось обострение под Марьинкой. В итоге, согласно документам, за 60 дней противник осуществил 383 обстрела позиций сводного отряда, в том числе 37 обстрелов из танка и 2 обстрела из РСЗО «Град» (и это на фоне того, что официально все эти виды вооружений должны были быть отведены от линии фронта «по Минску»).
Но и наши бойцы не были «беззубыми» и крайне агрессивно отвечали на выпады противника. Характерной особенностью этой ротации стало массовое использование противотанковых ракетных комплексов «Фагот». Тут, без сомнения, асом стал расчет: подполковник (а в группе на рядовых должностях сплошь и рядом были офицеры среднего и даже высшего звена) Ростислав Тесля — матрос Джамал Атахаджаев. По самым скромным данным, на их счету как минимум три уничтоженные огневые точки противника и танк.
Стоит привести только некоторые эпизоды:
— 22 июня. Уничтожение СПГ-9 с расчетом;
— 14 июля. Участие в уничтожении танка;
— 20 июля. Уничтожение расчета пулемета "Утес";
— 24 июля. Уничтожение танка.
Бойцы 6-й ротации
Бой 24 июля вообще был эпическим: по танку противника Тесля выпустил пять ракет, из которых четыре попали в цель. После пуска последней ракеты один из челнов экипажа выпрыгнул из танка и побежал в направлении старого терминала. Кроме того, по танку работал и расчет «Фагота» лейтенанта Богдана Кушниренко (позывной «Куш») с позиции «Ромашка». Вот что он вспоминал впоследствии: "В какой-то момент я почувствовал, что справлюсь, и услышал, как будто чужой, свой голос: «Дайте мне «Фагот»! Уже первый выстрел оказался удачным. Я наблюдал, как ракета пошла, а ее догоняла другая с соседнего поста. Увидел, как вздрагивает танк, как из него начинает валить дым. Из рации прозвучало: «Попали! Ребята, не останавливайтесь!».
Всего по тому танку было осуществлено 10 выстрелов из ПТРК «Фагот», из которых девять попали в цель. Впоследствии под мощным огневым прикрытием противник смог эвакуировать подбитую машину другим танком.
В официальный отчет попали еще несколько боевых эпизодов этой ротации.
Так, 4 июня разведкой сводного отряда в районе цементного завода были обнаружены замаскированные позиции ЗУ-23-2 и противотанковой пушки МТ-12 «Рапира». Буквально в тот же день расчетом СПГ-9 (лейтенант Кушниренко и братья Талановы (позывные «Белка» и «Енот») они были уничтожены.
12 июня сержантами Середа и Яковенко с поста «Синай» был уничтожен пулеметный расчет.
22 июня командиром разведывательного подразделения старшим лейтенантом Вороницким был уничтожен пулеметчик противника.
В этой ротации наши бойцы также уничтожили вражеский склад боеприпасов, который находился в заброшенной промышленной зоне на Спартаке.
После разведки цели в район выдвинулся гантрак — ЗиЛ с установленной в кузове ЗУ-23-2, расчет которого и расстрелял цель. Старший солдат Михаил Марущак вспоминал: «Собственными глазами мы видели, как начинает валить черный дым, вспышки и взрывы со стороны ангара. Уже потом выяснилось, что в результате выполнения этой боевой задачи был уничтожен боекомплект сепаратистов».
Основное мобильное огневое средство на «Зените»
Были и случаи близкого боевого контакта. Как вспоминал Владислав Ковалев (позывной «Геркулес»): «Была одна такая история. На шахте „Бутовка“ разгорелся бой, там наша 93-я бригада стояла. Сепарская „бэха“ начала по ним стрелять. Чтобы поддержать наших, мы открыли огонь из двух ДШК. Тогда сепары пошли на нас через посадку. С большими потерями для них атака была отбита. Использовали все что было — „мухи“, РПГ, СПГ, пулеметы».
«Геркулес» (справа)
Несмотря на довольно серьезную по меркам позиционной войны активность безвозвратных потерь в этой ротации не было. По документам ранения получили двое бойцов: 14 июля солдат Максим Бостан из 96-й зенитно-ракетной бригады и 16 июля — полковник Виталий Кирпенко. Оба были эвакуированы в 66-й военный госпиталь в г. Красноармейск (ныне — Покровск).