В большинстве случаев роль женщин в Сопротивлении во времена Второй мировой войны сводилась к расшифровке кодов и рассылке секретных сообщений. И лишь единицы непосредственно противостояли нацистским захватчикам.
В начале войны 16-летняя Труус Оверстиген стала свидетельницей жуткой сцены: немецкий солдат несколько раз бросил ребенка о кирпичную стену. На глазах у его отца и сестры. «У них была истерика. Ребенок погиб», — вспоминала Оверстиген после войны.
До этого события она по преимуществу прятала еврейских детей, политических диссидентов и гомосексуалов в различных убежищах ее родного Харлема, городка в 12 милях от Амстердама. Но жестокость немцев подтолкнула ее к решительным действиям. Труус спокойно направила оружие в сторону нациста и выстрелила: «Это не было убийство, я об этом не жалею... столкнувшись с раковой опухолью в обществе, нам пришлось вырезать ее, подобно хирургам».
Труус Оверстиген, ее младшая сестра Фредди и студентка юридического факультета Ханни Шафт (исключенная за то, что отказалась присягнуть на верность Германии) были участниками движения Сопротивления нацистским войскам в Нидерландах. В мае 1940 года, когда Нидерланды оказались оккупированы, сестры Оверстиген вместе с их матерью стали распространять антифашистские газеты и памфлеты. Находили убежища для евреев, помогали им бежать из страны и спасали из контрационных лагерей, закладывали динамит под мосты и железные дороги.
В довершение всего эти три юные девушки стали киллерами. Они организовали целую сеть по ликвидации немецких преступников. И мало кто из немцев мог заподозрить в них потенциальную угрозу.
Этой теме посвящена недавно вышедшая книга «Seducing and Killing Nazis: Hannie, Truus and Freddie: Dutch Resistance Heroines of World War II» («Соблазнение и убийство нацистов: Ханни, Труус и Фредди: голландские героини сопротивления Второй мировой войны»). Книга повествует об опасной миссии, которую в годы войны выполняли эти три девушки.
Поначалу нидерландское подполье поручало им относительно простые задания, например украсть удостоверения личности для преследуемых евреев. Уже в 14 лет Фредди Оверстиген сотрудничала с подпольем, ее принимали за школьницу, но она была курьером — доставляла важные сообщения.
Впоследствии все трое стали убийцами нацистских солдат, действовали по такой схеме: знакомились с ними в барах, заманивали в лес, где их расстреливали либо партизаны, либо они сами.
Ханни Шафт, которой едва исполнилось 20, когда пришли оккупанты, решила подучить немецкий, чтобы использовать его в своей работе. Она заводила непринужденную беседу с солдатами, а затем предлагала провести ее в сторону леса, где тех уже поджидали другие участники Сопротивления.
Они стали настоящей грозой нацистов. Немецкая армия разыскивала Ханни Шафт — «девочку с рыжими волосами» — как одну из своих приоритетных мишеней, о ее поимке распорядился лично Гитлер. Шафт пришлось скрываться, перекрашивать волосы и носить очки, но она не сдалась, даже когда нацисты арестовали ее родителей. Когда выяснилось, что родители ничего не знали о партизанской деятельности дочери, их отпустили.
В марте 1945-го Ханни все же схватили, перевезли в тюрьму в Амстердаме, пытали и содержали в одиночной камере с табличкой «Morderin» (убийца). 17 апреля 1945 года ее казнили. Она не дожила всего лишь 18 дней до освобождения Нидерландов.
После войны Труус и Фредди отказывались отвечать на вопрос о том, сколько немцев им пришлось ликвидировать. «Никогда не спрашивайте солдата, сколько людей он убил», — так отвечали сестры любопытным людям, перед которыми они читали лекции, рассказывая о своей жизни в военные годы.
«После войны у девушек был посттравматический стресс, по ночам им снились кошмары», — пишет автор книги «Seducing and Killing Nazis» Софи Полдерманс, которая на протяжении 20 лет лично была знакома с сестрами.
«Я была рождена, чтобы убивать, — говорила Труус. — Знаете ли вы, во что превращается душа такого человека?». После таких «диверсий» она часто заливалась слезами и падала в обморок.
Но несмотря на то, что эти девушки во время войны стали профессиональными киллерами, они не хотели, чтобы их жертвами становились дети высокопоставленных немецких военачальников. Так, они отказались похитить троих детей рейхскомиссара Артура Зейсс-Инкварта. «Мы боремся с реальными фашистами, а не с детьми», — цитирует Труус ее биограф.
После войны генерал Эйзенхауэр, верховный главнокомандующий экспедиционных сил, посмертно наградил Ханни Шафт медалью Свободы.
Яд ва-Шем включил сестер Оверстиген в список Праведников народов мира за их работу по спасению евреев, в 2014 году правительство Нидерландов наградило Фредди Военным крестом (Mobilization War Cross).
Труус умерла в 2016 году в возрасте 92 лет, а Фредди — двумя годами позже, тоже в 92.
Известно также, что этих девушек в послевоенный период подвергли остракизму в Нидерландах из-за того, что они были тесно связаны с Коммунистической партией в стране, которая в послевоенное время стала крайне антисоветской. Вплоть до 1960-х годов Оверстиген не получали никакого пособия за свою работу во время войны.
По материалам ИноСМИ