За последние пять лет Украина вылетела из ТОП-10 мирового рейтинга экспортеров вооружений и продолжает падение. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), начиная с 2009 года экспортная доля украинского вооружения на мировом рынке упала на 47%.
В частности, по информации SIPRI, с 2009 по 2014 год доля украинского экспорта на мировом рынке составляла 2,7%, но с 2014-го по 2018-й она сократилась до 1,3%. В прошлом 2018 году Украина заняла 12-е место в рейтинге крупнейших экспортеров оружия, опустившись на одну позицию (в рейтинге 2017 года Украина она занимала 11-е место).
Если же посмотреть на ситуацию в разрезе статистики по компаниям, то «Укроборонпром» в 2017 году был на 81-м месте в рейтинге фирм — продавцов вооружений, опустившись по сравнению с 2016 годом на две позиции, а с момента вхождения в рейтинг в 2011 году (64-е место) — на 17 позиций.
Это происходит на фоне роста спроса на оружие в мире и увеличения общего объема рынка. В частности, объем международных поставок основных видов обычных вооружений в 2014-2018 годах вырос на 7,8% по сравнению с 2009-2013 годами и на 23% — с 2004-2008 годами. Наибольшую выгоду из этого извлекли США, Франция, Германия, Китай, Турция, Южная Корея и Израиль. А серьезнее всего потеряла Россия. Так, экспорт американского оружия в период с 2009 по 2018 год вырос на 29%, а доля США в общем мировом экспорте увеличилась с 30% до 36%. Также увеличился и разрыв между двумя ведущими странами — экспортерами вооружений: экспорт основных вооружений в США был на 75% выше, чем в России в 2014-18 годах, а в 2009-13 годах — лишь на 12%. Более половины (52%) экспорта вооружений США приходилось на Ближний Восток в 2014–18 годах.
В период с 2009 по 2018 год Франция увеличила экспорт вооружений на 43%, а Германия — на 13%. Всего же на совокупный экспорт вооружений стран— членов Европейского Союза пришлось 27% мирового экспорта вооружений в 2014-18 годах.
Что же касается Китая, то он занял лишь 5-ю строчку рейтинга среди экспортеров оружия в 2014-18 годах. Поскольку рост объемов продаж снизился с рекордных для китайского экспорта вооружений с 195% в период между 2004 и 2013 годами до скромного показателя в 2,7% в период с 2014 по 2018 год. В свою очередь, с 2009 по 2018 год существенно вырос израильский, южнокорейский и турецкий экспорт вооружений — на 60%, 94% и 170% процентов соответственно.
К сожалению, Украина выпала из тренда, заданного ведущими поставщиками вооружений, и продемонстрировала один из самых высоких темпов падения.
И это несмотря на то, что анализ тенденций мирового рынка вооружений говорит о следующем:
• дальнейшая эскалация военной напряженности в мире, особенно в регионах столкновения цивилизаций, будет лишь способствовать росту рынка оружия;
• доминация на мировых рынках крупных корпораций при поддержке правительств развитых стран повысит порог входа на эти рынки для новых компаний и существенно усложнит возврат на утраченные позиции компаний «старых», а частности украинских;
• постоянное политическое давление конкурентов на правительства стран-заказчиков приведет к росту затрат на маркетинг, что может негативно повлиять на конкурентоспособность украинских вооружений на мировом рынке;
• инновационность, разработка новых продуктов, расширение портфеля будут требовать все больших вложений средств;
• трансфер технологий, лицензирование производства в принимающих странах могут ослабить наши позиции на рынке вооружений и потребуют больших затрат на производство новых видов оружия, эксплуатировать старые наработки времен СССР долго не выйдет;
• фокус на технологическое опережение, постоянные инвестиции в R & D — это ближайшее будущее рынка, тренд, в который Украина должна попасть, если собирается остаться нетто-экспортером оружия;
• фокус на долговременные партнерства, комбинирование компетенций с мощными мировыми игроками — это тот путь, который нам предстоит пройти, чтобы повысить свою конкурентоспособность.
Отмечу и еще раз акцентирую внимание на том, что на ключевых рынках растет спрос на трансфер технологий, локализацию производства — никто не желает покупать «железо». Бывшие заказчики в перспективе становятся конкурентами-производителями, и потому, чтобы вернуть свои позиции на рынке, Украине необходимо новое понимание продуктов, с которыми мы будем выходить на рынок, и создаваемой ценности вместе с ориентацией на технологическое опережение конкурентов. В этом нам сильно мешает износ основных фондов работающих заводов, отсутствие средств для модернизации и НИОКР, иногда сомнительное качество продукции. При этом Украина пока еще сохраняет колоссальный инженерно-технологический потенциал страны, пробудившийся военной агрессией со стороны России.
Именно сейчас у нас есть окно возможностей для инновационного скачка. Это мировая турбулентность и политическое напряжение. Новые вызовы — долгосрочный тренд роста спроса на оружие. Если трансформация не произойдет, то, допродав советское наследие и наработки прошлого, мы обречены на спад и, в дальнейшем, превращение из экспортера в импортера вооружений. Одна незадача: не было в мировой истории страны, которая смогла бы победить в войне, используя импортное вооружение и не имея своего. Какие бы финансовые ресурсы у нее ни были. Так что перед Украиной — весьма достойный вызов, на который пока есть чем ответить. Есть и ресурсная база, и инженерно-технологический потенциал, и неплохие административные кадры. Однако время работает против нас, и потенциал этот не будет вечным, конкуренты в буквальном смысле наступают на пятки и ведут пусть торговые, но войны. Против нас. За нашу долю на мировом рынке вооружений. Противостоять этому можно. Пока еще можно.
P.S. После написания материала появилась информация о том, что на 2018 год украинская компания «Укроборонпром» занимает в рейтинге 71-е место, поднявшись по сравнению с 2017 годом на 12 позиций.