Правовой нигилизм или, говоря конкретнее, отъявленный беспредел судебной, правоохранительной и правоприменительной систем стали в Украине настолько обыденными, что никто уже не удивляется, подавляющее большинство воспринимает их как некую данность и ищет пути «решения вопросов» в традиционном коррупционном формате, то есть путем «дачи взяток должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей». Но всему должен быть предел, даже беспределу…
А когда государственная исполнительная служба в сговоре с руководством государственных же банков арестовывает счета граждан, предназначенные для выплаты зарплат, пенсий и социальных выплат, это уже беспредел по беспределу. Поскольку в большинстве случаев это означает лишение малообеспеченных граждан даже мизерных источников существования. Не говоря уже о том, что это запрещено законом и этот запрет неоднократно подтверждался решениями судов различных инстанций, вплоть до самой высшей.
Как свидетельствуют СМИ, эта гнусная и незаконная практика в Украине набирает обороты. Повторим, что тон в данном вопросе задаёт государственная исполнительная служба, а ныне государственный «Приватбанк» поставил этот беспредел на поток. Но не отстает от них и новоявленная категория народонаселения под названием «частные судебные исполнители», вслед за которыми, очевидно, скоро пойдут «частная прокуратура», «частная милиция», «частная СБУ», «частные суды». Впрочем, они уже давно частные, разве только со сменой власти меняются собственники, да и то не всегда.
Вся эта свора «профессиональных юристов», которые, не щадя живота своего, героически трудятся на поприще выдавливания долгов по судебным решениям, прекрасно понимает, что грубо нарушает закон, когда арестовываются зарплатные, пенсионные, алиментные, социальные и прочие подобные счета.
Понимают это и банкиры, дающие согласие на арест счетов. Ведь в любом банке есть своя юридическая служба, которая должна эти вопросы отслеживать. Правда, есть информация, что в подобных случаях никто не разбирается, являются ли арестовываемые счета текущими, депозитными, дебетовыми, на которые аресты налагать можно. Или они являются зарплатными, пенсионными, алиментными, счетами для выплаты социальной помощи и так далее, то есть счетами, наложение взыскания на которые либо запрещено вообще, поскольку лишает людей последних средств существования, либо взыскание с таких счетов разрешено, но строго регламентировано и в ограниченных размерах.
Причина банальная, то есть шкурная. Исполнители гоняются за счетами тех, кто проиграл иски в наших «самых независимых судах», со шкурно-банальной целью разжиться теми 10% от взысканной суммы, которая им полагается в случае разыскания и взыскания. Вполне возможно, что банковские клерки «в доле».
В СМИ с подачи неких анонимных источников обнародована информация о том, что исполнительная служба якобы имеет договоренность с «Приватбанком» об оперативном аресте счетов с целью их замораживания. В какой форме и на каком основании появилась подобная договоренность, не известно. Правда, списания средств со счета, по крайней мере сначала, не происходит, но счета блокируют все без разбору, включая зарплатно-пенсионные и прочие подобные. При этом сообщается, что исполнители и банкиры прекрасно осознают, что нарушают закон, но они хорошо знают, что им за это ничего не будет.
«Искателей» не останавливает тот факт, что речь идет о копеечных суммах, на которых не сильно разживешься. Хотя если речь идет о «Приватбанке», обслуживающем около 20 млн счетов физических лиц, включая указанные социально значимые счета, то можно насобирать изрядные суммы.
Есть и морально-этический аспект. Заблокировать указанные счета – это часто значит оставить без последних копеек малообеспеченных граждан, каковыми обычно являются получатели пенсий, алиментов, социальной помощи. Но подобные материи уже давно никого «не парят»…
А что? Деньги не пахнут, как утверждал римский император Веспасиан, вводя налог на общественные туалеты Древнего Рима, получавшие доход от продажи мочи (пардон!), которую местные умельцы использовали для дубления кожи, стирки и отбеливания одежды.
Арест счетов вынуждает затем их владельцев месяцами добиваться в судах его отмены. Медленность в рассмотрении дел нашей судебной системой может посоревноваться с продажностью этой системы. Людям все это время нужно за что-то жить, но это никого не волнует. Более того, чтобы через суд снять арест со счета, тоже необходимы деньги на адвокатов или, как минимум, для оплаты судебного сбора. Напомним, что в течение длительного времени все власти в Украине неуклонно повышали размеры судебных сборов, в результате чего так называемое правосудие становится все более недоступным, особенно для малообеспеченных слоев населения. Таковы реалии современной «дерьмократии» в Украине.
А теперь смотрим, что получается. Допустим, пенсионеру по какой-либо причине заблокировали его пенсионный счет, а пенсия – это его единственный источник дохода. Заблокировали полностью, то есть однозначно незаконно, поскольку в отношении подобных счетов существует специальная процедура, о чем далее. Чтобы разблокировать счет, повторим, нужны деньги на адвоката и/или на судебный сбор, а денег нет, потому что – смотри выше. В результате «счастливый обладатель» заблокированного счета, если некому помочь, имеет все шансы не только его не разблокировать, но и умереть с голоду.
Согласно действующему законодательству исполнители имеют право блокировать не более 20% содержимого счета, если речь идет о пенсионных, зарплатных и социальных счетах. Таким образом, исполнители и банкиры нарушают закон, но пользуются безнаказанностью.
Неправомерность тотального блокирования указанных банковских счетов неоднократно подтверждалась целым рядом решений судов от первой до высшей инстанции.
Но проблема заключается в безнаказанности, поскольку за такие противоправные решения никакой реальной ответственности не предусмотрено ни в административном, ни в уголовном плане.
Более того, если счет, являющийся, например, пенсионным, заблокирован (что заведомо незаконно), исполнительная служба отказывается такое незаконное решение отменять по собственной инициативе, поскольку в этом случае все же наступит дисциплинарная ответственность конкретных лиц за неправомерное решение. В результате остается все тот же путь отмены через суд, который, как сказано выше, потребует от владельца счета времени, нервов и денежных средств.
Но ведь время и ресурсы тратит не только несправедливо обиженный гражданин, но также и судебная система страны в целом. Фактически суды массово рассматривают иски по отмене заведомо неправомерных решений, в ходе чего, повторим, тратятся не только время, но также средства и ресурсы государства. По сути, алчные и нечистоплотные исполнители в преступном сговоре с такими же банкирами загружают «дурной работой» судебную систему страны, которая и без того работает кое-как. Если бы инициаторы таких судебных дел из числа банкиров и исполнителей несли за подобные фокусы реальную административную, уголовную, финансовую ответственность, можно быть уверенным, что количество необоснованных и противозаконных блокировок существенно бы сократилось. Достаточным было бы элементарно заставить таких инициаторов компенсировать расходы державе и владельцам необоснованно заблокированных счетов, и думается, что все стало бы на свои места. Конечно, если такая норма о компенсации реально бы заработала.
А ведь, казалось бы, чего проще. Если найденный счет должника по судебному решению является зарплатным, пенсионным или социальным, исполнители и банкиры, действуя по закону, могли бы просто заблокировать 20% поступающих на него средств и/или средств, которые на нем находятся. Но действовать по закону – это не наше…
Среди юристов, ведущих подобные дела, высказывается предложение о том, чтобы ввести возможность обжалования действий чиновников исполнительной службы у вышестоящего начальства с последующим оперативным разблокированием счета в случае его неправомерной блокировки. В принципе, такой вариант тоже возможен, но следует сделать поправку на медленную работу бюрократической системы. Это ведь только блокируют быстро, поскольку здесь есть шкурный интерес в получении тех самых 10% вознаграждения, из-за которого чиновники идут на нарушение закона, а разблокирование может потом длиться неделями и даже месяцами, в течение которых владельцу счета нужно на что-то жить.
Не исключая возможности обжалования в вышестоящих инстанциях, еще раз подчеркнем, что реальной преградой для указанного исполнительного беспредела может стать только конкретная ответственность чиновников за неправомерные действия, прежде всего уголовная, а также материальная, то есть гражданско-правовая, с компенсацией материального и морального ущерба как государству, так и пострадавшим от беспредела.