До аннексии Россией Крыма весной 2014 года в Украине существовала относительно вменяемая (правда, не подкрепленная финансами) концепция развития военно-морского флота, которую условно можно назвать «океанской». Согласно ей основой флота к 2026 году должны были стать 10 корветов проекта 58250 («Владимир Великий»), причем в 2011 году на «Черноморском судостроительном заводе» даже заложили головной корабль серии. Однако очень скоро оказалось, что, во-первых, флот — очень дорогостоящее дело и небогатый бюджет Украины его просто не потянет, а, во-вторых, без кооперации с западными странами быстро построить (и особенно вооружить) его практически невозможно. Поэтому проект «Корвет» очень скоро фактически заморозили.
МБАК-01 «Аккерман»
После потери большей части флота и всех баз остро встал вопрос о возобновлении хоть каких-то боевых возможностей. Тогда на первый план вышла концепция «москитного флота» — создание целой серии катеров различного назначения: артиллерийских, десантно-штурмовых и ракетных. По мнению военных, именно они смогут обеспечить приемлемый уровень прибрежной обороны, для чего их количество должно быть достаточно большим.
А начать решили с наиболее простых катеров — артиллерийских, тем более что, например, для ракетных просто не было доступных противокорабельных ракет. Оказалось, что в Украине есть только один отработанный проект подобного уровня. Еще в начале «нулевых» в «Исследовательско-проектном центре кораблестроения» в Николаеве был разработан проект бронированного катера — проект 58150 (шифр «Гюрза»).
Один из узбекских катеров «Гюрза»
В рамках программы экспортного контроля и соответствующих аспектов безопасности (EXBS), финансируемых американским Госдепом, для Узбекистана на верфи «Ленинская кузня» были построены два таких катера. С 2005 года корабли несут службу на реке Амударья в районе города Термез, где перекрывают контрабанду оружия и наркотиков на границе с Афганистаном. Интересно, что заменили они советские катера проекта 1204 «Шмель».
Однако под запросы украинских военных (прежде всего требовалось, чтобы катера могли ходить не только по рекам, но и в прибрежных районах Азовского и Черного морей) проект был конкретно переработан с целью увеличения водоизмещения, общих размеров, вооружения (на узбекских катерах стояли боевые модули на основе башни БМП-2 и БТР-70). Новый проект получил шифр «Гюрза-М».
Основное вооружение корабля — два дистанционно управляемых морских модуля БМ-5М.01 «Катран-М», которые, по сути, являются вариантом боевого модуля БМ-3 «Штурм», устанавливаемого на БТР-4. Каждый такой модуль вооружен 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1, 30-мм автоматическим гранатометом КБА-117, 7,62-мм пулеметом КТ, а также парой отечественных ПТРК «Барьер» с лазерной системой наведения. Однако до ноября 2018 года применение ракет в морских условиях было невозможно, а вот применение всего остального вооружения с использованием новой системы стабилизации возможно даже в условиях 3-балльного шторма. Кроме того, на борту катера для борьбы с авиацией противника имеется ПЗРК.
МБАК-02 «Бердянськ». Захвачен россиянами 25.11.2018 г.
Основой ходовой части являются два дизельных двигателя отечественного производства модель 459K. Фактически это морская версия танкового двигателя 6ТД, используемого на основном боевом танке Т-80УД. Основные помещения катера (рулевая рубка, отсеки оружия, топливные цистерны, моторный отсек) бронированы, что позволяет катеру выходить на близкий огневой контакт с противником, вооружённым легким стрелковым оружием (но, увы, не более того).
В перечень задач бронекатеров входит: патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами противника, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнических объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, а также содействие в вопросах разведки, доставки и снабжения. При необходимости катер способен атаковать и такие объекты, как бункеры, здания, мосты, автотранспорт, легковооруженные бронированные машины.
Первый катер для ВМСУ, который получил название «Білгород-Дністровський», был спущен на воду в Киеве уже 11 ноября 2015 года. В апреле следующего года были заложены сразу четыре корабля этого типа. В ноябре были завершены государственные испытания двух «бортов»: «Аккерман» и «Бердянськ».
Спуск на воду МБАК-05 «Лубни»
В сентябре 2017 года в Одессу прибыли четыре новых катера — «Вишгород», «Кременчук», «Лубни» и «Нікополь». Это несколько модифицированные катера (условно говоря, 2-й серии), в которых был учтен опыт эксплуатации первых кораблей данного типа. Так, например, был заменен гребной винт, изменена компоновка машинного отделения. Все это позволило выйти на расчетную максимальную скорость в 25 узлов, которая была недоступна катерам первой серии.
Таким образом, в составе ВМСУ по состоянию на лето 2018 года было шесть бронекатеров типа «Гюрза-М». Еще один катер спущен на воду в апреле 2019 года и ныне проходит государственные испытания, а два заложены на «Кузне на Рыбальском».
Наши катера, захваченные россиянами, в порту Керчь оккупированного Крыма
При этом корабли с самого начала стали активно привлекаться к выполнению боевых задач. Так, 31 декабря 2017 года катера «Аккерман» и «Бердянськ» с досмотровой командой при поддержке ракетного катера «Прилуки» и катера морской охраны в акватории Одесской области задержали судно-нарушитель с контрабандным товаром на борту.
С началом открытой российской агрессии по блокированию украинского мореплавания в районе Керченского пролива в сентябре 2018 года в Бердянск сухопутным путём перебросили два катера — «Кременчук» и «Лубни».
Моменты столкновения 25.11.2018 г.
Однако попытки усилить азовскую флотилию морским путем завершились пиратским захватом российским флотом 25 ноября 2018 года сразу двух катеров — «Бердянськ» и «Нікополь». При этом корабли получили огневое поражение как с воздуха, так и с моря. И хотя команды кораблей обменяны на российских террористов летом 2019 года, сами корабли все еще находятся в руках российских военных. Есть и очевидные недостатки «москитного флота», а главный — малая дальность действия, автономность и мореходность, которые не позволяют им действовать на больших расстояниях от собственной базы, в сложных погодных условиях (шторм). Также они нуждаются в защите от авиации и крылатых ракет противника. То есть развитие военно-морского флота должно плотно увязываться с развитием частей береговой обороны и морской авиации.
Повреждения МБАК «Бердянськ» в ходе столкновения в Керченском проливе
Тем не менее программа, по всей видимости, будет продолжена. Кроме «Гюрзы-М», в строй ВМСУ скоро встанут и десантно-штурмовые «Кентавры», которые по состоянию на осень 2019 года проходят государственные испытания.