Известно, что в ходе войны на Донбассе в руки боевиков попадало достаточно большое количество нашей бронетехники. Причем это было как летом 2014 года в ходе маневренных боев в районе границы, так и зимой 2015 года во время боев за Дебальцевский плацдарм. Однако мало кто знает, что трофейная бронетехника была и у наших военных.
Формально первым танком, отбитым у сепаратистов, стал снятый с постамента в парке «Юбилейный» города Константиновка советский танк времен Второй мировой войны ИС-3. В начале июня 2014 года он был вооружен пулеметом, и его несколько раз пытались использовать против армейских блокпостов в качестве бронированного тарана, однако безуспешно. Впоследствии машина была брошена.
ИС-3, снятый с постамента и впоследствии отбитый ВСУ
Заместитель начальника управления уголовного розыска Главного управления национальной полиции в Винницкой области Владимир Плотица вспоминал: «Оккупировав этот город [Константиновку], сепаратисты похитили с постамента мемориала героям Великой Отечественной войны тяжелый советский танк ИС-3. Надеялись с его помощью противостоять нашим бойцам. Когда город был освобожден, обнаружить танк нигде не удавалось. И сначала предположили, что его вообще уничтожили. Но вскоре мы получили оперативную информацию, что танк спрятан в местном трамвайном депо. Действительно, ИС-3 был тщательно замаскирован среди трамваев. К счастью, бандиты его не заминировали. Пушку не трогали, потому что для нее не было снарядов, но на башню поставили станок для крупнокалиберного пулемета.
Установили веб-камеру на место механика-водителя, чтобы „на камеру“ вести огонь, а на корпусе нарисовали эмблемы „ДНР“, сделали надписи: „На Киев“, „На Львов“ и другие. Мы передали танк нашим военным».
ИС-3 перевезли в Киев и демонстрировали публике, а потом передали в музей РВСН, где он находится и поныне.
Еще три-четыре танка Т-34-85 были сняты с постаментов в Дружковке, Донецке и где-то на Луганщине, однако данных об их боевом применении у автора нет.
В мае 2014 года боевики захватили на Новокраматорском машиностроительном заводе несколько инженерных машин ИМР-2, которые производились тут. И хотя базой был танк Т-72, однако использовать в боях их не было никакой возможности. Как минимум одна машина была захвачена нашим спецназом во время освобождения Дзержинска (ныне — г. Торецк). ИМР-ка была передана 91-му полку оперативного обеспечения (г. Ахтырка). В составе сводной группы она в августе 2014 года попала под Иловайск. В ходе выхода по «зеленому коридору» брошена под Новоекатериновкой Старобешевского района и ныне продолжает «службу» в составе так называемой «1-й Славянской мотострелковой бригады армии ДНР» (место базирования — г. Комсомольское).
Наши спецназовцы осматривают ИМР-2, захваченную боевиками в Краматорске и брошенную на въезде в Дзержинск
Еще в момент осады Славянска россиянам удалось переправить через границу 10 танков Т-64БВ (тогда еще Кремль отрабатывал сказочку о том, что все оружие у боевиков — трофейное, поэтому и такой странный выбор). Однако опыта эксплуатации такой сложной техники на тот момент было недостаточно, и по крайней мере два танка были отбиты украинской армией. Причем затем они служили в одной бригаде — 95-й аэромобильной.
Первый танк был захвачен во время неудачной попытки прорыва бронегруппы бандформирования Стрелкова в районе блокпоста ВСУ в районе Стелы «Славянск» 5 июля 2014 года. На сегодня совершенно непонятно, принимал ли танк участие в бою или не доехал, свалившись в кювет. В любом случае после 5 июля танк получил белые полосы опознания и стал воевать в составе 95-й аэромобильной бригады. Так как танки по штату бригаде были не положены, то был сформирован нештатный экипаж из десантников, которые имели танковый опыт.
Бывший Т-64БВ, отбитый после попытки прорыва 5 июля. Обратите внимание на номер, нанесенный еще в РФ при перегонке в Славянск в июне 2014 г.
Машина активно принимала участие в боях на пограничье и была потеряна в ходе отступления в начале августа в районе села Мариновка.
Интересно, что именно тут, но чуть ранее (в конце июля) был захвачен другой танк сепаратистов. Он был выведен и потом какими-то неизвестными путями оказался в начале 2015 года на позиции «Зенит» под Авдеевкой. Оборонявшие ее авиаторы из сводного отряда «Дика качка» решили его использовать, сформировав нештатный экипаж.
Бывший Т-64БВ № белый 35 боевиков в руках десантников 95-й ОАМБр
Наводчик-связист — прапорщик Валерий Панчук (позывной «Боцман») из состава 25-й зенитно-ракетной бригады вспоминал: «Мы увидели заброшенный боевиками танк Т-64. В нем не запускался обогреватель, сел аккумулятор, не было полного боекомплекта, но в целом машина была пригодна для ведения боевых действий. Благодаря помощи специалистов и волонтеров его таки поставили в строй. Командиром танка стал подполковник Владимир Кулинич — офицер из воздушного командования „Запад“, я сел на место оператора-наводчика. Так мы и отражали атаки наемников и вели огонь». Следует упомянуть также фамилию третьего члена экипажа: механиком-водителем был подполковник Мартынюк (позывной «Механик»).
Правда, танк провоевал недолго: 22 января в ходе артиллерийского обстрела был сожжен артиллерией противника.
Трофейный Т-64БВ на «Зените», январь 2015 г.
И это только гусеничная техника, массово захватывалась и колесная (например, БРДМ), однако отследить ее достаточно сложно. Например, бойцы 79-й аэромобильной бригады во время боев на приграничье захватили БРДМ-2РХБ. Но был он чисто зеленый, окрашенный по советскому образцу, и отследить его дальнейшую судьбу просто нереально. Как и, например, судьбу МТЛБ боевиков, ставших трофейными после разгрома колонны под Спартаком 22 января 2015 года.
Российский БРДМ, захваченный десантниками 79-й ОАМБр
Зато, например, достаточно легко проследить судьбу другого БРДМ, и то только потому, что это демилитаризованный образец. «Отжатый» у кого-то из гражданских в Донецке боевиками так называемого батальона «Восток» БРДМ с переменным успехом воевал летом 2014 года. Пока не был захвачен бойцами батальона «Донбасс». С ними же он отправился и под Иловайск.
Трофейный БРДМ батальона «Донбасс» в Иловайске, август 2014 г.
В ходе одного из обстрелов машина была повреждена и захвачена боевиками. И ныне продолжает служить в «армии ДНР».
Таким образом, можно говорить, что трофейной техники в армейских частях было относительно немного, однако она сыграла определенную роль в боях лета 2014 года.