Итак, в день открытия обновленной Рады «слугам», возможно, и удалось удивить наивный украинский народ, а вот аналитика, увы, не очень. В первый день Рады власть поделили по-братски. Американцам — законодательную, исполнительную — Бене. Впрочем, не всю. США сохранили за собой также контроль над Минфином и Минздравом.
А еще остался Аваков, который гуляет сам по себе. Арсен Аваков, между тем, токсичен поболее Игоря Валерьевича. Для Бени его токсичность — это поза, а вот Авакову приходится с этим жить. И обставлять переобувание главы МВД пришлось всем украинским миром, демонстрируя не абы какой креатив — подставлять под камеры СМС о порохопутче и Авакове-спасителе, организовывать ООО Карась и Партнеры на кричалку «Аваков — чёрт». Пафосно вышло, даже я почти поверил. Ну как в оппозиционность Ильи Кивы примерно.
О причинах сохранения в должности главного милиционера страны, впрочем, сказано все, и еще до его переназначения. А вот фигура другого кабминовского сюрвайвера — главы Минфина Оксаны Маркаровой осталась за скобками. Странно. Ведь согласно общепринятому консенсусу эпоха Порошенко — это не только когда дыры в законе и плутовство повсюду множилось, но и когда Минфин с Минздравом буксовали. Валерия Гонтарева — та вообще под машину с правым рулем попала в Лондоне, а вот Минфин выходит святее Папы Римского. А все потому, что возглавлял долго его глава СНБО Александр Данилюк, а Маркарова — его протеже. И если Данилюк — это выходец из считающейся филиалом ЦРУ консалтинговой фирмы Маккензи (киевский офис которой возглавляет невестка Петра Порошенко Юлия Алиханова), то патронируемая им Оксана Маркарова стажировалась во Всемирном банке. А поскольку все деньги мира американские, то и Игорю Коломойскому Минфин решили не отдавать.
Еще одно министерство, которое американцы оставили себе, — это Минздрав. И хотя формальная смена главы министерства состоялась, министр Зоряна Черненко — ближайший соратник одиозной Ульяны Супрун, активист, пропагандист ее медицинской реформы. А еще — экс-супруга депутата от БПП Александра Черненко.
Более того, предпринималась попытка даже сохранить на посту саму Супрун, но передумали — слишком уж много негатива олицетворяет эта одиозная дама. Медработники — от врачей с мировым именем до простых санитарок провинциальной больницы — наперебой клянут пани Ульяну, ее реформы, советы по уходу за здоровьем и соблюдению личной гигиены и все то, чем она собирается врачевать украинский народ вместо доступной медицины. Ибо, по утверждению самой Супрун, большинство украинцев умирают потому, что неправильно живут.
Весной по итогам президентских выборов казалось, что глава Минздрава слетит первой, не дожидаясь отставки правительства. В силу своей некомпетентности, очевидной буквально всем. Президент даже упоминал ее фамилию в своих репризах — дескать, ему и его родне повезло, что они не пользуются услугами доктора Ульяны. Но вот накануне назначения нового правительства в кругах, аффилированных с самыми густопсовыми слугами, вдруг стали отмечать в работе Минздрава успехи и достижения, а всенародно проклинаемая медреформа была объявлена чуть ли не единственной успешной инициативой прежней власти. Очевидно, что подобные заявления делались в ущерб популярности гаранта и его партии. Однако, увы, внешнее давление, видимо, слишком велико.
Это потепление в отношениях ОП и тогдашнего главы Минздрава отметили и в обществе, и среди профессионалов. Первым забил тревогу бессменный глава ассоциации психиатров Украины Семен Глузман — диссидент из советского прошлого. Во время Майдана он диагностировал параноидальную шизофрению у всякого, кого смущали неонацисты и кто не разделял демократического оптимизма «европейских сил", прогнозируя безработицу и войну, но вскоре сам завизжал «погром-погром». Прознав об опасности сохранения Супрун, Семен Фишлевич принялся бомбардировать письмами Госдеп и (обхохочешься) требовать поставить на место «куратора ЦРУ Тараса Возняка» — да-да, именно куратора ЦРУ, не меньше. Дескать, это он толкает своею сестру везде и всюду. Психиатры, как известно, сами ку-ку, однако это же не повод рычать на руку, кормившую всю жизнь...
Очевидно, что секрет непотопляемости доктора Ульяны был связан с лоббированием интересов большой американской фармакологии. И речь не только о прививках, лекарствах от ВИЧ и прочем эксклюзиве вроде биолабораторий Пентагона — тут любого чиновника можно нагнуть. Нет. Тут речь идет о внедрении чего-то нового, что однозначно будет вызывать отторжение у украинского чиновника, но его продвижение архиважно для США и архиприбыльно. И всякому, кто хоть немного понимает Америку, очевидно, о каком проекте идет речь.
Напомню: между первым и вторым турами президентских выборов Минздрав внес закон о легализации в Украине медицинской марихуаны — выращивания, употребления, продажи. В обществе данное предложение восприняли с иронией, как очередную экстравагантную и обреченную на провал инициативу сумасшедшей американской тётки. Но это от недостатка знаний.
На самом деле в США производство канабиса и продуктов из него — это огромная быстроразвивающаяся индустрия. Медицинская и рекреационная марихуана легализована в 37 штатах. В 2018 году доход отрасли составил $8,6-10 миллиардов, к 2020 году, согласно прогнозам аналитиков, составит $15 миллиардов, а к 2023-му достигнет размера бюджета Украины — $50-60 миллиардов. В 2018 году индустрия предоставила 130 тыс. рабочих мест, а в 2019-м их число увеличилось до 215 тыс.
Очевидно, что развитие индустрии происходит благодаря расширению рынка, захватывающего новые и новые штаты, через изменение антинаркотического законадательства, при этом легалайз медицинский становится предвестником легалайза рекреационного. Также очевидно, что по мере освоения внутреннего рынка будут осваиваться и ранки внешние. А как американцы продвигают — это тот еще секрет полишинеля. Готов поспорить, что в ближайшем будущем употребление канабиса объявят фундаментальным правом человека и его победоносное, приносящее огромные доходы шествие по миру будет носить типичный американский характер: давление по всем фронтам на всех, кто тупит, — от дипломатических заявлений до инструментов гибридных войн.
Рынок уже сформировал и хайроллеров от индустрии. Бью Ригли — внук основателя бренда жвачки Wrigley's продал дедушкино предприятие концерну Mars за $23 млрд и, скупив сеть магазинов марихуаны и теплиц «Neta», зашел на рынок, полностью его преобразив. То есть со стороны одного лишь короля жвачки объем средств на лоббирование и раскрутку проекта составил суммы, за которые можно купить нашего самого зеленого на земле президента вместе с Разумковым, Богданом и даже Игорем Валерьевичем. Уверен, что дедушка Ригли отнюдь не переворачивается в гробу. Наоборот, он гордится внуком, идущим по его стопам и придумавшим свой способ напарить всему миру американский продукт и технологию, сделав ее глобально модной.
Между тем потребность в легализации медицинского канабиса в Украине действительно имеет место. Слишком уж много у нас обожженных войной людей, с покорёженной бунтами и войнами психикой. И канабис — это (доказано многочисленными исследованиями) самый безвредный из существующих антидепрессантов. Его употребление действительно помогает смириться с негативным опытом и снижает уровень агрессии. И если мы не хотим, чтобы ветераны со съехавшими набекрень мозгами совершали особо тяжкие или самовыпиливались, подрывая себя гранатами на детских площадках, этот закон действительно следует принять, и как можно скорее.
При чем тут Супрун? — спросите вы. А при том, что для того и создавался ее сумасшедший имидж. И миссию она, по большому счету, выполнила — законопроект внесен.
Вообще, многое делалось под эту кампанию. Например, ролики Зеленский-"наркоман". Они были заведомо проигрышными, но это уже не важно — вся кампания Порошенко была обречена. А вот засечки на будущее сделаны. И когда «слуги», под давлением американцев, проголосуют за закон Супрун, у оппозиции «віра-мова-армія», той самой, благодаря которой пани Ульяна была актуализирована в Украине, появится уже прокачанная домашняя заготовка. И все консервативные силы — от марша УПА до крестного хода — обрушатся на президента, а его предшественник сможет объявить себя главной Кассандрой.
Вот только собака лает, а американский караван с запрещенкой идет. И раз уж Супрун сохранить не удалось, на должность усадили ее невзрачную копию...