Вышел в прокат южнокорейский фильм «Паразиты», который в этом году получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. После столь престижной награды вокруг картины вспыхнул яркий ореол всеобщего восторга и всемирной славы. Однако на поверку лента оказалась не более чем высококлассным социальным триллером.
Начинается лента с унылой панорамы жизни бедной южнокорейской семьи. Эти люди подрабатывают, складывая коробки для пиццы, выходят в Интернет, подключаясь к соседскому Wi-Fi, едят, выдавая себя за других в общественной столовой... Словом, с первых кадров нарочито показывается, насколько паразитический образ жизни ведут эти люди.
Одному из них как-то раз выпадает шанс попробовать себя на высокооплачиваемой работе. Правда, для этого ему приходится лукавить, подделывать документы и выдавать себя за другого. Но ни для кого в этой семье исполнять подобные трюки — не в диковинку. Таким образом, паразитирующее семейство устраивается на работу в дом к очень богатым людям. После этого в сюжете картины неожиданно распахивается второе дно (в прямом и переносном смысле) и действие фильма уносит в самом непредсказуемом направлении. А в финале происходит сразу несколько фатальных происшествий.
В фильме нет одного главного героя. Лишь условно в начале и в финале картины события описываются от лица одного из «паразитов». В целом же авторы картины умышленно рассредоточивают внимание зрителя между всеми восемью ключевыми героями. Таким образом, через историю с бедной и богатой семьёй авторы фильма пытаются показать взаимоотношения между богачами и бедняками во всём южнокорейском обществе.
Семья бедняков состоит из родителей, сына и дочери. Так же устроена и семья богачей. В своих мечтах первые смотрят на своих богатых работодателей, как в отражение. А богачи, в свою очередь, становятся абсолютно беспомощны, если рядом с ними нет бедняков, занимающихся делами насущными. Эти смысловые качели красноречиво показывают, что богачи не могут без бедняков и наоборот. Так что уже невозможно разобраться, кто из них кого на самом деле эксплуатирует. Подобная модель взаимоотношений богатых и бедных легко переносится на общество в любой другой цивилизованной стране.
«В современном капиталистическом обществе есть незримые рейтинги и касты. Мы стараемся их не замечать, смотрим на классовую иерархию как на пережиток прошлого, но реальность такова, что существуют границы, которые невозможно пересечь. Я думаю, что этот фильм обнажает неизбежные трещины, появляющиеся, когда два класса сталкиваются друг с другом», — сказал режиссёр фильма Пон Чжун Хо.
Этот режиссёр два года назад выпустил масштабное экологическое высказывание «Окча», в котором главные роли сыграли голливудские звёзды Тильда Суинтон, Пол Дано, Лили Коллинз, Джейк Джилленхол. Та лента напомнила людям, что жестокости в них больше, чем у диких хищников. А в «Паразитах» Пон Чжун Хо провозгласил ещё более хлёсткий упрёк человеческим порокам.
Тем, кому новый фильм этого южнокорейского мастера пришёлся по вкусу, стоит посмотреть его более раннюю ленту «Мать» (2009). Сюжет в ней ещё более путанный и непредсказуемый, а атмосфера холодящего триллера — ещё острее.
Автор «Паразитов» не симпатизирует и не критикует ни богатых, ни бедных героев. Недостатки одних он легко рифмует с пороками других. Например, жадность бедняков подпитывает лень богачей. А наивность вторых даёт возможность проявиться лукавству первых. Этим и объясняется то, что на постере фильма у абсолютно всех ключевых героев ленты прикрываются глаза чёрной полоской (как у подозреваемых), ведь абсолютно каждый из них по-своему причастен к фатальному происшествию в финале.
Фильм густо усеян метафорами и символами. Через экран здесь прошла, например, иллюстрация библейской мудрости «все, взявшие меч, мечом погибнут» (иными словами: кто мечом придёт — от меча и погибнет). Правда, вместо меча в «Паразитах» был камень. Бедняки здесь опущены в буквальном смысле ниже плинтуса (живут в полуподвале), а дом богачей преподнесён на вершину (холма и социального статуса одновременно). А в самой эмоциональной сцене картины поставлен небольшой праздничный маскарад. В нём некоторые герои ленты перевоплотились в индейцев и вместе с тем неожиданно раскрыли свою дикую сущность.
Но авторы ленты не заигрываются со всей этой символикой. Практически каждый раз, когда на экране проявляется какой-то очередной глубокомысленный подтекст, то один из героев ленты с придыханием говорит: «Как метафорично». И эта фраза заставляет посмотреть на подобную символику со снисходительной улыбкой.
Отдельное внимание в ленте уделяется дому богачей, в котором разворачиваются главные события. Этот архитектурный шедевр показывается и как одно из самых уютных мест для жизни, и одновременно, как путанный лабиринт с тайниками. Этот дом создаёт эффект богатой рамы вокруг каждого, кто оказывается в его интерьерах. Одних это вдохновляет и даёт возможность почувствовать себя лучше, чем они есть на самом деле. А, вот, других подобное обрамление сковывает, как в золотой клетке.
Один из месседжей, филигранно вплетённый в фильм «Паразиты», исчерпывающе объясняет ключевое различие между богатыми и бедными: у первых есть план, а вторые живут ситуативно. Это оборачивается тем, что богатые свою жизнь строят, а бедняки — подстраиваются. При этом в фильме нет прямолинейной демагогии о том, что одно из этого — это хорошо, а другое — плохо.