Фильм «Карательница»: нокаут домашнему насилию

На кухне бурлит-кипит громадная кастрюля с томатным супом (у американцев томатный суп второй по популярности после куриного). На пороге появляется высокий и относительно крепкий мужчина, который встает в статичную позу, означающую «давай снимай с меня пиджак». Женщина (жена) с переломанной рукой, подвязанной к груди, беспрекословно стягивает со здоровяка (одной рабочей рукой) верхнюю одежду и тихо скрывается в его тени...

Этот малобюджетный феминоцентричный боевик с красавицей Оливией Уайлд в главной роли в прошлом году прошелся по американским фестивалям, получил много положительной критики, а весной 2019 вышел в США в ограниченный прокат. До наших кинотеатров фильм не дошел и вряд ли дойдет. Хотя тему он поднимает важную и актуальную на все времена и на всех континентах. И обусловлена ее константная актуальность тем, что природа, создавшая два, казалось бы, равноправных пола, сделала женщин слабее мужчин и уязвимее как физически, так и психически. А более сильный, осознающий это нативное преимущество не хочет отказывать своему эго в удовольствии демонстрировать власть и контроль над слабым при каждом удобном случае.

 

Немного статистики. По данным о глобальной распространенности насилия, опубликованным Всемирной организацией здравоохранения, каждая третья женщина (35%) в мире на протяжении своей жизни подвергается физическому или сексуальному насилию со стороны интимного партнера, либо сексуальному насилию со стороны другого лица. В большинстве случаев это насилие со стороны партнера. Во всем мире 30% женщин, состоящих в отношениях, сообщают о том, что они подвергались какой-либо форме физического или сексуального насилия со стороны своего партнера в течение жизни.

До 38% убийств женщин в мире совершается их интимными партнерами мужского пола.

«Я выглядываю в окно и смотрю на проезжающие фуры». С этой кодовой фразы начинается каждый телефонный звонок, адресованный загадочной героине в исполнении Уайлд, которая, будто Мэри Поппинс, приходит на помощь к тем, кто в ней больше всего нуждается, и которая действует там, где полиция бездействует (как известно, копы предпочитают не вмешиваться в семейные разборки, потому что жены, пожаловавшиеся на мужей, тут же начинают забирать свои жалобы обратно то ли из-за нездоровой привязанности к агрессору, то ли из-за страха перед ним, то ли из-за сформировавшейся привычки и зависимости).

На другом конце телефонного провода отчаявшаяся женщина дрожащим голосом называет свои имя, фамилию и домашний адрес, рабочий график мужа, то есть часы, когда он бывает и не бывает дома. А героиня Оливии Уайлд, никогда не называющая подлинного имени, озвучивает подробную инструкцию дальнейших действий. После, замаскированная под один из вымышленных образов с помощью париков и аматорского грима (уроки и лайфхаки по нанесению которого она прослушивает и просматривает в блогах и подкастах), она приходит и... решает проблему.

Естественно, у главной героини есть личные мотивы и глубокая, неистовая, безутешная боль из прошлого, что толкнула на тропу возмездия за себя и за других. Эти мотивы раскрываются по ходу повествования с помощью флэшбэков, где мы видим будущую мстительницу, одержимую, воинственную и ожесточенную, совсем другой, уязвленной, молчаливой и поверженной, в кругу других анонимных жертв домашнего насилия.

Фильм «Карательница» (или дословно «Линчевательница» в переводе с оригинального «A Vigilante»), написанный и поставленный, конечно же, женщиной, тематически стоит в одном ряду с позапрошлогодним хитовым американским сериалом «Большая маленькая ложь», также изобличающим домашнее насилие и физическое мужское доминирование, но стилистически созвучен с немецкой титулованной картиной «На пределе», аналогично позапрошлогодней, в которой героиня Дайан Крюгер, переживающая адскую и непреодолимую утрату, берет правосудие в собственные руки. Обе ленты, поставленные максимально натуралистично, без голливудского лоска и картинного трюкачества, и сосредоточенные исключительно на ведущей актрисе, выводят историю ожесточившейся героини-одиночки, которая сломалась после страшной (страшнее не придумаешь) потери и переродилась, чтобы зло было наказано. Но если героиня Крюгер мстит только личному обидчику и ставит точку, то героиня Уайлд превращает осуществление вендетты в кредо, профессию и страсть, оставляя многоточие.

Как и в случае с Крюгер, для которой «На пределе» стал лучшей на сегодняшний день демонстрацией ее актерского потенциала, «Карательница» — лучшее выступление звезды «Доктора Хауса». Сложно было представить, что Оливия Уайлд, изнеженная романтикой и телевидением, способна на столь мощный импульс агрессии, жести, звериной ярости и раздирающей, остервенелой муки. И слабо верилось, что актриса достаточно сильна и энергетически заряжена, чтобы вынести на себе одной целый фильм, к тому же довольно стремительный и суровый боевик, пусть и фестивального драматического толка. Однако Уайлд сделала это с устойчивым успехом.

«Карательница» не о феминизме. То есть о нем тоже, но лишь как о составляющей. В целом лента и ее послание в зрительный зал оказываются куда шире, не ограничиваясь обвинением мужскому роду. Не случайно  в одной из сцен объектом кары становится женщина, мать, измывающаяся над детьми. То есть карательница наказывает вовсе не мужчин, она карает насилие в целом, форму человеческих взаимоотношений (преимущественно семейных, конечно же, так как «сосед» на «соседа» не имеет никаких рычагов давления, а семьи как раз и заводятся с целью войти в обоюдную зависимость), в которой слабый и пассивный, то есть подневольный. пребывает в условиях перманентной тирании со стороны «хозяина положения».

Возможно, сценаристка и постановщица Сара Даггар-Никсон идет еще дальше и в принципе дисквалифицирует институт семьи, который, если верить статистике, как минимум на одну треть превратился в институт узаконенного рабства.

Тэги: фильм, кино, культура

Комментарии

Выбор редакции
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Лили Филлипс переспала со 101 мужчиной за 24 часа
Лили Филлипс переспала со 101 мужчиной за 24 часа
Лили Филлипс переспала со 101 мужчиной за 24 часа
Лили Филлипс переспала со 101 мужчиной за 24 часа
28 лет спустя (2005): трейлер и дата выхода продолжения культового хоррора
28 лет спустя (2005): трейлер и дата выхода продолжения культового хоррора
В Донецке прямо в автомобиле взорвали начальника Еленовской колонии
В Донецке прямо в автомобиле взорвали начальника Еленовской колонии
Настоящим гарантом нашей безопасности являются Вооруженные силы Украины, — Зеленский
Настоящим гарантом нашей безопасности являются Вооруженные силы Украины, — Зеленский
Байден уснул на встрече с африканцами
Байден уснул на встрече с африканцами
Ученые подключили мозг крысы к искусственному интеллекту
Ученые подключили мозг крысы к искусственному интеллекту
Белоснежка (2025): трейлер и дата выхода нового фильма
Белоснежка (2025): трейлер и дата выхода нового фильма
Украина расширила санкции против России
Украина расширила санкции против России
Зеленский планирует поговорить с Шольцем
Зеленский планирует поговорить с Шольцем
Зеленский обратился к украинцам по поводу угроз РФ
Зеленский обратился к украинцам по поводу угроз РФ
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?