Несмотря на летнюю жару, Гройсман озаботился обогревом народонаселения, естественно, в электоральных целях. Он вдруг вспомнил, что коммунальная мафия таки наживается на горячем водоснабжении и отоплении, а потому решил резко — на 20-40% снизить тарифы на эти услуги, установив предельную стоимость гигакалории отопления и куба горячей воды.
В то же время предельные значения эти устанавливаются только для столицы, крупных городов и областных центров. Райцентры и вообще небольшие населенные пункты будут платить по-старому, а ведь именно в этих населенных пунктах тарифы часто являются просто заоблачными, значительно выше, чем в столице.
Подобные предвыборные подогревы электората Гройсманом изрядно изумляют отнюдь не только потому, что летом отопления нет ни у кого, а горячая вода есть у немногих. Поэтому снижать и, тем более, обещать летом Гройсман может все что угодно, поскольку осенью в правительстве его уже не будет, зато он намерен зацепиться в парламенте, хотя на сей счет есть большие сомнения.
Проблема еще в том, что в летнюю жару импортные цены на газ резко упали, что дает возможности для предвыборного пиара. Но к зиме спотовые цены на газ в Европе резко возрастут и встанет вопрос о повышении тарифов, но Гройсман за это уже отвечать не будет. Вместе с тем, если газ для населения и коммуналки считать не по импортному паритету, а по реальной стоимости газа отечественной добычи, которая значительно ниже импортной, то тарифы на коммунальные услуги можно существенно снизить без всякого пиара. Ведь на самом деле на отоплении и горячем водоснабжении наживается даже не столько коммунальная мафия, сколько «Нафтогаз», втридорога продающий населению и коммунальной сфере газ внутренней добычи.
Заседание Кабмина 26 июня 2019 года было, наверное, одним из самых захватывающих. Правительство разделилось на две почти враждующих партии. Министерство социальной политики, Министерство юстиции и Министерство энергетики, а также самолично Гройсман выступили за снижение тарифов на тепло и горячую воду и установление предельных тарифов на эти услуги, дабы потребители получали «честные» квитанции на оплату. Фактически речь идет о снижении указанных тарифов на 20-40%.
Столь трогательной заботой о согражданах можно было бы умиляться, если бы не возникал вопрос: почему жажда справедливости в вопросе тарифообразования обуяла Гройсмана только за месяц до парламентских выборов, летом 2019 года? Напомним, что Гроойсман занял пост в апреле 2016 года и свой трудовой путь в ранге премьера начал с того, что радикально, почти в два раза по тогдашним ценам, поднял стоимость газа для населения и коммунальной сферы, что привело к соответствующему росту тарифов на остальные коммунальные услуги.
В то же время профильное Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ, а также Министерство финансов и Министерство инфраструктуры выступили фактически против снижения тарифов, аргументируя, в частности, тем, что это может очень не понравиться МВФ, а также необходимостью ремонта и реконструкции инфраструктуры, на что требуются огромные средства.
Причина раздела Кабмина на две указанные партии суть следующая. Ни тех, ни других после выборов в правительстве не будет. Но Гройсман и ряд других прилагают серьезные усилия для попадания в будущий парламент в рамках партийного проекта с незатейливым названием «Украинская стратегия Гройсмана». Сразу же возникает вопрос о том, какова и/или чья это стратегия — украинская или Гройсмана, но в эти подробности вдаваться сейчас не будем. Именно попытка попасть в парламент, повторим, подвигла премьера на пламенную любовь к электорату, хотя шансы Гройсмана и компании, включая, например, министра юстиции Петренко, попасть в Раду пока выглядят не слишком убедительными.
Кстати, не профильный Минрегион, а именно Минюст и лично Петренко проявили инициативу, подав в Кабмин соответствующий проект постановления. Петренко зажигательно выступил против тех «коммунальных князьков», которые наживаются на гражданах. Он выступил с инициативой относительно того, чтобы в скором времени открыть полный список собственников теплокоммунэнерго, чтобы народ, так сказать, узнал своих «героев», из-за которых приходится переплачивать.
Опять-таки сакраментальный вопрос: почему этот праведный гнев и жгучее чувство несправедливости обуяли бывшего бютовца, а затем «наркофронтовца» Петренко только сейчас, а не ранее? Ответ банален: надежда попасть в следующий парламент по спискам партии Гройсмана.
Противоположная часть Кабмина, которая после выборов тоже едва ли имеет шансы остаться в правительстве, не видит себя и в будущем составе Рады. Поэтому представители этой группировки позволяют себе напоминать об МВФ и обвинять визави в предвыборном пиаре. Неформальный лидер этой группировки вице-премьер Геннадий Зубко обтекаемо, но едко пояснил свою позицию: «Мы не участвуем в политическом процессе». Совершенно очевидно, что он намекает на явную предвыборную причину неожиданной озабоченности тарифами со стороны Гройсмана и компании.
Несмотря на весьма серьезное сопротивление, Гройсману все же удалось провести через Кабмин решение об установлении предельной величины тарифов на отопление и горячее водоснабжение. Документ устанавливает на следующий отопительный сезон такие предельные цены: 1400 гривен за гигакалорию тепловой энергии, а также 75,74—83,66 за куб горячей воды в зависимости от отсутствия и наличия полотенцесушителя.
Впрочем, порядок с ценами на услуги теплокоммунэнерго действительно следует навести. Средняя стоимость гигакалории по стране составляет 1600-1700 гривен, но в ряде населенных пунктах местные «умельцы» раскрутили ее до 4000 гривен. Согласно принятому нормативу местные власти и далее смогут устанавливать тарифы, утверждая их в НКРЭКУ, но они не должны превышать указанные выше предельные значения. Таким образом, местные теплокоммунэнерго должны привести свои тарифы в соответствии с новопринятым документом.
В результате во многих населенных пунктах придется снижать тарифы. Так, в столице зимой платили 1654 гривны за гигакалорию или 38,55 гривны за 1 кв. м. В Ровно гигакалория стоила 1795 гривен, в Херсоне — 1621, в Харькове — 1539.
Введение предельной стоимости в размере 1400 гривен для жителей этих городов действительно будет благом.
Но так будет не везде. Например, в Днепре гигакалория стоила всего 674 гривны, в Черновцах — около 1200, в Одессе — 1229 гривен. В этих городах предельный уровень в размере 1400 гривен, наоборот, может спровоцировать повышение стоимости услуг.
По всему видно, что в предвыборной горячке чиновники Кабмина, выступающие за это ограничение, не слишком вникали в тонкости вопроса.
По подсчетам Минрегиона, такое ограничение приведет к потере предприятиями теплокоммунэнерго 7 млрд гривен, а в райцентрах будут платить намного больше, чем в столице и мегаполисах.
Но главное, как представляется, состоит в том, что правительство при вроде бы правильности самой идеи, подошло к проблеме, что называется, не с того конца.
Известно, что в стоимости отопления и горячего водоснабжения около 80% составляет стоимость газа. И если уж говорить о снижении тарифов, то следует начинать со снижения стоимости газа. Из-за снижения стоимости газа на внешних рынках его цена в Украине также снижалась. Например, в июне «Нафтогаз» снизил цены для населения на 11,8%. По некоторым подсчетам, это позволит снизить стоимость услуг на 5-7%, но никак не на 40%.
К тому же нынешнее снижение стоимости газа является временным. Ожидается, что накануне отопительного сезона стоимость газа в Европе, на которую у нас ориентируются, составит 11-13 тысяч гривен за 1 тысячу кубов в эквиваленте, и это, если доллар не взлетит. В этом случае согласно действующим нормативам цена газа для населения вернется к 8550 гривнам, поскольку выше нельзя, ибо здесь также правительственными нормативами установлена предельная стоимость газа для населения и коммуналки.
Таким образом, смысл нынешних маневров Гройсмана с ценами на газ — это предвыборный пиар. А там — хоть трава не расти!
В то же время для снижения тарифов на услуги намного логичнее было бы предусмотреть использование газа отечественной добычи, которого в целом хватает на население и коммуналку. Стоимость этого газа эксперты оценивают в 4-5 тысяч гривен за тысячу кубов, что существенно дешевле импорта и позволяет столь же существенно снизить тарифы на услуги.
В целом снижение тарифов на отопление и горячее водоснабжение без снижения стоимости газа есть банальное предвыборное шулерство, и у Гройсмана это должны понимать.
К тому же, принимая такое решение, Кабмин вышел за пределы своих полномочий. Тарифы устанавливают местные власти по согласованию с НКРЭКУ. Указанное постановление Кабмина об установлении предельных цен теплокоммунэнерго смогут вполне успешно оспорить в судах, которые просто отменят это решение по сугубо формальным признакам.
Гройсман надеется в это время уже сидеть в парламенте с депутатской неприкосновенностью. Правда, далеко не факт, что у него этот фокус получится...