Умер высокопоставленный командир Азова Игорь Прозапас. Событие в целом незначительное — даже если командира убили, невелика новость. Там, в Азове, всякие вещи случаются. Побратима, к примеру, могут просто повесить, и даже в воду концы особо не прятать. Самоубийство. А что следы побоев на лице и теле — так страдал ведь человек, раз повесился, вот, бился башкой об стену, и плоскогубцами сжимал генеталии. Мало ли, может в семье проблемы, личностный кризис.
А тут в случае Игоря Прозапаса, все еще проще, сердце. Бывает. Валгалла зовёт воинов.
В общем, вся эта история едва ли стоила отдельного внимания, не случись совпадения, поставившего главу МВД и патрона Азова Арсена Авакова на грань отставки, а Владимира Зеленского в положение Януковича накануне событий во Врадиевке.
Однако, обо всем по порядку. Еще недавно, Аваков, сделавший так много для мирной смены власти через выборы, претендовал на премьерство. При всех сложностях, он вполне мог рассчитывать на повышение — до уровня вице-премьера, как минимум. И вот, когда положение Авакова казалось надёжным как сталь, в страну приезжает его заклятый враг — Михаэл (Бебебе) Саакашвили. А еще «грузинское чудо» знаменито своим умением создавать леденящие душу провокации, обеспеченные мощной информационной поддержкой со стороны активистов и СМИ.
Не прошло и двух дней — и вуаля, нацполиция оказывается в центре скандала, Мустафа Наем (а вместе с ним и прочие жрецы Евромайдана) публикуют в соцсетях ультимативные требования к главе МВД, призывающие уйти в отставку. О кофе, зонтиках, и хорошем настроении речи пока не шло, но тон уже многообещающий. И как бы самоуверенно он себя не вел, сколько бы ни повторяло его окружение сакраментальное «повоняют и успокоятся», ситуация будет накаляться и дальше, а сам глава МВД будет становиться все токсичней.
Большие политические кампании часто начинаются с гибели мальчиков: Хорст Вессель, например, или мальчик из Запорожья, на голову которого упал самоубийца, ставший предвестником курса Петра Порошенко на томос. Да хоть Сергей Нигоян, который хоть и был половозрелым балбесом, но юный возраст, глаза агнца и трагическая судьба превращают его образ в почти детский. Вроде тех «детей», которые были побиты при установке ёлки на Майдане. Последнее, кстати, было однозначной провокацией.
Нет, я не берусь утверждать, что пятилетнего ребёнка могли убить неизвестные снайперы, нанятые Саакашвили, чтобы подставить «мирно» пристреливающих огнестрел ментов. Это слишком сложно — хотя, чем черт не шутит. Однако я понимаю и другое: если даже все таки, и речь идёт о провокации, попытка раскрыть такую правду обернулась бы для власти еще большими проблемами. Возбуждённое общество не способно слушать.
Да и экспертная сторона всегда является стороной заинтересованной. Помните историю с анализами кандидатов в президенты, когда один отправился к государственным экспертом, а второй к частнику? Вот и вышло, что первого обвинили в использовании админресурса, в другого в использовании друзей в роли арбитра. И были правы. Хотя по-своему правы были и кандидаты в своем недоверии к экспертам. Так вот, с пулей — и подавно. Разве можно доверять экспертизе, когда речь идет о чести мундира всего МВД? Можно ли доверять иностранным экспертам, если рекомендации иностранных правительств, советников и консультантов уже довели страну до войны? Увы, экспертизы имеют смысл лишь в обществе, где присутствует доверие либо к собственному государству, либо к внешним структурам. В нашем обществе этого доверия не осталось — каждый доверяет лишь личным ощущениям.
И вот, мы снова оказались в новой реальности. Еще вчера можно было предположить, что Порошенко, Парубий, и аффилированные с ними националисты так и не решатся на последний бой. Из страха очередной большой и мало зрад, случающихся в их команде в ежедневном режиме. Теперь, когда ослабленный скандалом Аваков перестает быть единственной консолидированной (и соответственно эффективной) силовой компонентой, из под президента выбивается важнейшая опора в виде МВД. Последнее же, напомню, наиболее лояльное политикам силовое ведомство. По иронии судьбы, именно оно первым попало под каток перемен. Ранее, под арестом оказался еще один высокопоставленный силовик — командир Нацгвардии Юрий Аллеров, обвинения против которого носят очевидный провокационный характер.
А вот Азов, соблюдавший лояльность под министерские гарантии, наоборот, теперь освобожден от влияния Авакова и готов действовать как самостоятельная сила. И очевидно, руководство Азова, связанное со спикером Парубием общей песочницы социал-национализма (партией СНПУ), теперь может примкнуть к ультраправым, в случае их конфликта с администрацией. Благо окончательно горшки не бились, а активисты Ававкова и Порошенко неоднократно действовали совместно, против «ватников», антивоенных активистов, геев. Таким образом, дискредитация Авакова усиливает уличный мускул парламента, добавляя его действиям решительности в борьбе за выживание в актуальной политике и даже свободу — ибо повязаны там все большим воровством и большой кровью.
Очевидно, что данная игра на повышение ставок и обострение, впрочем, выгодна не только парламенту. На нее могут играть и определенный силы в окружении президента, добиваясь контроля над ним, и сам президент, если уверен в свое победе в случае очередного витка герильи. За этим скандалом может стоять даже Игорь Коломойский. Его игра очевидно нацелена на уничтожение олигархии, а не на договорняки с ними. А Арсен Аваков, о котором принято говорить как о чиновнике и бандите, все же олигарх, пускай и не самый крупный. И контролирует он не только полицию, нацгвардию, и мародерские потоки из зоны боевых действий, но также, например, газовые вышки. А еще чайный бренд «Ахмад». Вот зачем Бене такой друг?
И скандал с отставкой министра Авакова избавляет Игоря Валерьевича от этого неудобного в будущем партнёра, которого приходилось терпеть за заслуги в ходе избирательной кампании и в связи с авторитетом в среде элитных национал-боевиков из Азова. Боевики, кстати, Коломойскому тоже уже не нужны — они выполнили свою историческую миссию, и после разгромной победы на выборах нужного кандидата, должны быть зачищены. Так почему Бене не сыграть на опережение, уже имея в голове своего в доску кандидата на место Авакова, и под гарантии силового прикрытия со стороны сил внешнего управления. И судя по тону, в котором обсуждают событие близкие к Коломойскому медиапроекты, скандал с удовольствием был подхвачен и в этих кругах.
Впрочем, напомню, Игорь Валерьевич не является единственным источником влияния на президента. Известно, что круг спонсоров команды Зе включал в себя также таких деятелей, как Валерий Хорошковский, борис Ложкин, Павел Фукс. Говоря же о фигурах, трудно не отметить самостоятельность главы СНБО Александра Данилюка, и других членов «группы Разумкова», напрямую связанной с Анатолием Гриценко, как представителем сил внешнего управления.
Впрочем, Данилюк, и без Гриценко имеет выходы на западных кураторов. Много лет он проработал сотрудником московского и лондонского офисов международной консалтинговой фирмы Маккензи Ко, прямо связанной с ЦРУ США. Этот союз настолько тесен, что в 2016 году, ЦРУ даже нанимало Маккензи для реорганизации собственных департаментов. История всплыла на поверхность из-за астрономической, которая была выплачена государством за эту работу. Кстати, в московский период, начальником Данилюка был Ермолай Солженицын — сын писателя Солженицына, памятник которому недавно открыл Владимир Путин.
А вот в Украине офис Маккензи возглавляет россиянка Юлия Алиханова — невестка Петра Порошенко. Так вот, круг друзей и клиентов Маккензи можно расширять и далее: российская корпорация Евраз, которую долгое время возглавлял Валерий Хорошковский. Кризис в Украине, выразившийся в удорожании украинской металлопродукции, буквально озолотил российских металлургов. Или, вот, российский олигарх Андрей Мельниченко (одно из его предприятий и возглавляет Солженицын-младший) — представляете, как российские угольщики заработали на всем этом! И как обе корпорации рассчитывают вместе с Игорем Валерьевичем разодрать активы Рината Ахметова.
Кстати, именно Данилюк-человек Маккензи, инициировал историю с хищениями аппаратуры из ситуационной комнаты в АП. И никакое родство Петра Порошенко и Юлии Алихановой не повлияло на развитие скандала. А это значит одно — руководство Маккензи (ЦРУ) рассматривает украинских политических актеров как пешек в своей шахматной партии. Соответственно, не жалеет их, легко пуская в расход, как ранее того же Януковича.
Кстати, о Саакашвили. Личные его связи с Маккензи не просматриваются, однако последним его премьером был такой же как Данилюк «маккензоид» (термин, кстати, ввел Алексей Навальный) Николоз Гилаури
Очевидно одно — возвращение Саакашвили и кампания против Авакова — звенья одной цепи. Рука Маккензи здесь просматривается четче, чем рука Коломойского, хотя последний чувствует себя вполне уверенно. И тут, разумеется, возможны целый ряд сценариев, выбор которых остается за Маккензи, и будет решаться в рамках тайных переговоров, например иерусалимских совещаний с участием Николая Патрушева, Джона Болтона и Меир бен-Шаббат.
Захотят — выбьют тобуретку сперва из под Авакова, а потом снесут и Зеленского. Нет — спустят ситуацию на тормозах, или позволят президенту окончательно расправиться с ультраправыми, парламентом и Порошенко. Но если взглянуть на ситуацию в вакууме, без учета наличия кураторов, ее можно было бы смело назвать ситуацией lose-luse — когда сохранение токсичного министра на должности способно разрушить до нуля его рейтинг, а его изгнание ослабить позиции вплоть до перспективы снижения. Ибо токсичный министр может одновременно быть министром сильным.