Фанаты остались недовольны. И тем, что шоу в принципе закончилось. И тем, как оно закончилось. Впрочем, заядлых поклонников чего-либо редко удается целиком удовлетворить. Они всегда остаются чуточку недотраханы.
Стоит ли предупреждать, что эта заметка содержит спойлеры? Ну в общем да, она содержит спойлеры. Но, думается, кто хотел посмотреть долгожданный финал долгоиграющей битвы за Железный трон Вестероса, тот уже это благополучно сделал. Кстати, либо Железный трон существует не в одном экземпляре, либо в заключительной серии его сожгли не по-настоящему, потому как недавно было объявлено, что пресловутая конструкция, ставшая яблоком раздора для Семи королевств, выставлена на аукцион.
Так каким же в итоге получился сериал, основанный на недописанных книгах Джорджа Р. Р. Мартина? (которые разленившийся писатель по-прежнему обещает дописать в скором времени, но предусмотрительно не уточняет, когда именно). Не с точки зрения «хороший/ плохой»: эти категории для столь масштабного и популярного народного явления не актуальны. А с точки зрения соотношения гендерных сил. Потому что «Игра престолов» с самого начала была не только битвой за кресельце, но и битвой полов.
Так каким же? Матриархальным или патриархальным? Феминистским или маскулинно-сексистским?
С самого начала в шоу преобладали сильные женские персонажи, которые контрастировали с ущербностью героев — представителей «сильного» пола. Кейтилин Старк была мужественнее и жестче своего мужа Неда, который в первом же сезоне неожиданно лишился головы. Маленькая Арья на протяжении всех сезонов была самой отчаянной и своевольной из детей Старков, не просто пацанкой, но истинным борцом и бойцом даже тогда, когда толком еще не умела драться. Санса долго теснилась в образе «я — девочка, я не хочу ничего решать, я хочу новое платье и на ручки», но во второй половине шоу даже она проснулась и ожесточилась.
Не говоря уже о Серсее, что все годы неизменно оставалась главной антагонисткой, упивающейся своими коварством и властью и не теряющей достоинства даже во время происков Его Воробейшества. Не говоря уж о Красной женщине, которая с помощью секса и магии манипулировала не только этой вялотекущей войной, но также жизнью и смертью. И не говоря уж, ясное дело, о Дейенерис Таргариен, Матери драконов, что исправно придерживала под серебристыми волосами и порхающими ресницами кукловидной принцессы огнедышащую фурию и врожденного генералиссимуса. Ну а Бриенна Тарт — вообще квинтэссенция мужественности в красивом и мощном женском теле. Плюс дорнийские Песчаные змейки, эдакие амазонки-воительницы, и брутальная лесбиянка Яра Грейджой.
Тогда как персонажи-мужчины сплошь были с приставкой «недо», так или иначе лишенные мужской полноценности. Теон, Варис, Серый червь и все войско Безупречных — евнухи. Мизинец — женоподобный интриган. Король Джоффри — капризный, нервозный, избалованный истерик-садист. Его младший брат, следующим получивший корону и Железный трон, — просто ребенок. Рамси Болтон — капризный, нервозный, избалованный истерик-садист номер два. Бран — калека, прикованный к креслу и оторванный от реальности. Джейме — подкаблучник у Серсеи. Джон «Ничего-то ты не знаешь» Сноу — добрая, но мягкотелая мямля. Разве что Тирион — настоящий, как говорится, «полковник»: остроумен, саркастичен, рассудителен, тверд характером, отважен, любит женщин и вино... но он, как ни крути, карлик, и прозвище у него Полумуж.
При этом все тестостеронные герои выбывали из сюжета досадно быстро, и развернуться в полную силу сценаристы им не давали: Нед Старк, Роб Старк, Кхал Дрого, Оберин Мартелл, Даарио Нахарис.
Однако в итоге феминоцентричный вектор «Игры престолов» был, что называется, слит. Серсею прибило камнями. Красная женщина совершила подобие суицида. Дейенерис оказалась неуравновешенной истеричкой, жаждущей диктаторства под личиной демократичности. А Бриенну отымели и бросили. При этом Джон Сноу, который все восемь сезонов был рохлей, романтиком и тихоней и ни разу не проявил характер, как следует, под занавес совершил главное убийство всей этой эпопеи, возымев пусть не Железный трон, но наконец железные яйца.
Кто же стал повелителем Вестероса? Бран Старк. Самый тоскливый и скучный персонаж сериала. При этом, стоит отметить, Арья, которая единолично уничтожила Ночного короля, а соответственно всех белых ходоков и всю армию мертвых, не получила за содеянный героизм и устранение внушающей страх и трепет все восемь сезонов угрозы никаких почестей. Ей даже «спасибо» никто не сказал. Никто не преклонил колено, никто не восславил как героя-освободителя. Санса же выторговала себе статус королевы Севера лишь для того, судя по всему, чтобы надеть красивую тиару на голову и подсластить сексуальную неудовлетворенность.
Вот так шоу, которое отличалось ярко выраженным доминированием женских образов и женской силы, эмансипированным нонконформизмом, вернулось к домостроевской андрократии. И хотя в ряды советников, то есть ближайшего окружения, эдакой администрации президента, нового короля попала Бриенна (а немногим ранее ей присвоили рыцарское звание «сэр» вместо титула леди), есть подозрение, что мужской конгломерат быстро заглушит ее одинокий голос. Но это, конечно, останется за кадром.