Пока депутаты торгуются о процентах проходного барьера на будущих выборах, а в окружении Зеленского «квартальские» воюют с «коломойскими», на Украину надвигается огромнейшая проблема, которая с нового года может поставить «в позу» всю страну. Как ни странно, но это проблема газа, хотя на дворе еще май и до отопительного сезона вроде как еще далеко. Но следует учесть, что 2019 год является особым в том смысле, что это последний год действия того самого «юлькиного» договора о транзите газа в Европу и о поставках топлива собственно в Украину.
В настоящий момент Москва совершает телодвижения, которые могут свидетельствовать о том, что с 1 января 2020 года она перестанет поставлять газ транзитом через Украину, даже если вторая очередь газопровода «Северный поток» не будет к этому времени построена. Напомним, что строительство пока заблокировала Дания (через экономическую зону которой должен пройти подводный газопровод), потребовав проведения долгих дополнительных экологических экспертиз. Многие в этом увидели «руку Вашингтона». Вполне возможно, так оно и есть, но подавляющему большинству граждан Украины с нового года будет безразлично, где чья рука или нога. Поскольку Москва всячески готовится к прекращению транзита через Украину в любом случае.
Тот факт, что с утратой транзита Украина утратит около 3 млрд долларов ежегодной платы за него, — это, конечно, очень плохо, но это далеко не все и, может быть, даже не самое главное.
Можно по-разному относиться к Москве, но для прекращения поставок газа в Европу по украинской ГТС она имеет достаточные юридические и технические основания. И дело не только в том, что контракта на поставку топлива с 1 января 2020 года нет. В этом можно винить как Москву, так и Украину. Но для продолжения поставок, согласно разного рода европейским бюрократическим процедурам, к которым за каким-то чертом (пардон!) присоединилась и Украина, всячески демонстрируя свою «меншовартісну європейськість», необходимо произвести раздел «Нафтогаза» (так называемый анбандлинг), выделить ГТС в отдельную структуру, определить ее оператора, передать ему в управление газотранспортные активы, сертифицировать этого оператора по европейским стандартам и так далее. Вся эта канитель может длиться чуть ли не годы, до нового же года осталось всего ничего, но пока никто за это не брался.
А главное — не совсем понятно, зачем Украина вляпалась в так называемый Третий энергопакет, ратифицировав европейское энергетическое законодательство, если у нас сейчас есть проблемы поважнее, например, война?! До этого десятки лет с глубоких советских времен газ исправно качали по нашей ГТС в Европу без всяких там «третьих пакетов», и все было хорошо, пока у нас эта война с Москвой не началась! Кремль же теперь эти неувязки, в которые – повторим! – мы сами же влезли, будет по полной программе использовать, чтобы прекратить транзит через Украину с нового года хоть при наличии «Северного потока-2», хоть при отсутствии такового.
Кстати, наши «умники» из «Нафтогаза» недавно, слегка отвлекшись от получения миллионных зарплат и премий, наконец-то признали, что «Газпром» имеет техническую возможность перекрыть транзит через Украину и в отсутствие второй нитки «Северного потока» и при этом даже кое-как выполнить свои обязательства перед европейскими контрагентами! К этому вопросу вернемся далее…
Если это произойдет, то нам, как говорится, «жаба цицьки дасть».
Разговоры о том, что Украина стала полностью независимой от российского газа, получая его из Европы, рассчитаны, очевидно, на полных идиотов! Украина продолжает быть зависимой от поставок российского газа даже в том случае, если сама этот газ не берет, а только транзитирует, ибо так сконструирована наша ГТС советского образца. И дело даже не в том, что так называемый европейский газ, который мы получаем «в обратку» по интерконнектору из Словакии, в значительной мере является также и российским, только с наценкой европейских торгашей по формуле «Дюссельдорф+». В конце концов, в европейской трубе есть еще молекулы норвежского, алжирского, катарского, даже немного американского сжиженного газа.
Проблема в том, что достаточное давление в трубе, создаваемое транзитом газа из России в Европу, позволяет нам более или менее исправно обеспечивать снабжение газом юго-восточных регионов страны. Кстати, напомним «Зе-команде», что именно там находится значительная часть электората Зеленского…
Необходимое для этой части страны топливо берется непосредственно из ГТС, поскольку значительных газохранилищ в этой части страны нет и создать за их счет достаточное давление в трубе невозможно. Хранилища сконцентрированы на западной границе Украины. Иными словами, создаваемое в России достаточное давление в транзитной трубе позволяет поддерживать газоснабжение юго-восточных регионов. Взятые же для юго-востока объемы газа компенсируются на западных рубежах из находящихся там подземных газохранилищ и/или из того европейского газа, который Украина получает реверсом из Европы, а также газом внутренней добычи. Отсутствие газа в транзитной трубе или слишком низкое в ней давление приведут к газовому коллапсу, как минимум, на юго-востоке страны.
Все это было хорошо известно еще в январе 2009 года, когда Москва перекрыла поставки газа в Европу через Украину под предлогом того, что Украина якобы «тырит газ», как заявил Путин, известный своей любовью к использованию уличных высказываний в высокой политике. Поэтому разговоры о том, что мы перестали брать российский газ и полностью от него не зависим, каковые начались еще при Яценюке, повторим, рассчитаны на полных идиотов! К этой зависимости можно и нужно относиться отрицательно, но такова «объективная реальность, данная нам в ощущениях», как говаривал товарищ Ленин. Так сконструирована ГТС, доставшаяся нам от СССР, а создание другой в нынешнее время в принципе невозможно по целому ряду причин.
В 2009 году во время газовой войны с Москвой, когда «Газпром» полностью перекрыл газ, эту проблему решили путем полного реверса ГТС, в результате чего она поставляла газ не с востока на запад, как это предусмотрено при ее строительстве, а с западных газохранилищ на восток. Реверс проработал около двух недель. Сказать, что в Москве были очень неприятно удивлены, это ничего не сказать. Там никто не ожидал, что в Украине на такое «спроможуться».
Но тогда ситуация сильно отличалась от нынешней тем, что запасы газа были существенно выше нынешних, а реверс был начат после нового года, когда треть отопительного сезона была уже пройдена. В последние годы таких запасов газа в помине нет даже на старте отопительного сезона. Кроме того, тогда еще оставались квалифицированные кадры, преимущественно еще советского разлива, которые были способны на неординарные, но адекватные организационно-технические решения. Что-то подсказывает, что по прошествии 10 лет таких кадров явно поубавилось…
Сейчас же, чтобы запустить реверс, нужны около 4 млрд дополнительных кубометров газа в год для создания необходимого давления в трубе. Повторим: реверс надо обеспечивать не пару недель, а круглый год, и не факт, что это технически возможно в принципе, поскольку никто и никогда такого не делал. Для этого нужны дополнительные объемы газа и соответствующий договор со Словакией, которых нет. Сейчас, когда цена на газ в Европе минимальна, нужно максимально закачивать топливо, но вместо необходимых 200 млн кубов в сутки сейчас закачивается, по некоторым данным, всего 50 млрд кубов.
В 2009 году даже при наличии существенных запасов газа его подача в реверсном режиме в наиболее восточные точки была крайне сложной и нестабильной. Как это сделать сейчас, и вовсе непонятно, поскольку для подачи на восточные окраины необходимо задействовать компрессорные станции, находящиеся на неконтролируемых территориях. Словом, подача газа, например, в Мариуполь будет более чем проблематичной.
То есть налицо отъявленное вредительство! Вместо того, чтобы закачивать газ сейчас, когда на него в Европе минимальные цены, чиновники откладывают закупку на потом, когда топливо будет значительно дороже.
Более того, для массированной закачки топлива отсутствуют необходимые финансовые средства, поскольку Кабмин Гройсмана так и не утвердил финансовый план «Нафтогаза». В свою очередь, «Нафтогаз» во главе с Коболевым делает, похоже, все возможное, чтобы финплан не был утвержден, закладывая в подаваемом проекте этого документа фантастические суммы на оплату труда и премирование топ-менеджмента. Если 2018 году руководству «Нафтогаза» было выплачено около 682 млн гривен, то на нынешний год закладываются уже 820 млн гривен. Вполне очевидно, что подобные «заезды» Коболева зело раздражают Гройсмана, и из-за разборок этих двух персонажей Украина имеет все шансы зимой оказаться в плену искусственного газового кризиса.
По законам военного времени обоих их надо было бы отдать под трибунал! Но Гройсман политиканствует с прицелом на попадание в будущий состав парламента и демонстративно подает в отставку, не отчитавшись о своих «подвигах».
Коболев, по слухам, и вовсе занимается какой-то – пардон! – херней. Он якобы шелестит где-то в Америке на предмет закупки Украиной сжиженного сланцевого американского газа. В связи с этой идиотской затеей возникает множество вопросов. Америка не имеет достаточных возможностей для сжижения и транспортировки этого газа. Наличие у американцев достаточных объемов газа также вызывает сомнение. Украина не имеет мощностей для его приема и регазификации. Его доставка в Украину в значительных объемах едва ли возможна, поскольку Турция эти караваны газовозов через Босфор не пропустит. Ближайший терминал по приему сжиженного газа находится в польском порту Свиноусцье, но его мощности ограниченны, их едва хватает Польше, а вопрос увеличения мощности якобы еще только рассматривается.
Почему речь идет именно об американском газе, тоже непонятно. Впрочем, понятно! Коболева давно называют лоббистом американских интересов в газовой сфере. В то же время поставщиком сжиженного газа № 1 в мире считается Катар, который и расположен значительно ближе, и с Турцией имеет достаточно дружественные отношения. В то же время, американский газ обойдется, по некоторым оценкам, на 30-50% дороже, чем средняя цена в Европе.
А еще есть данные, что Коболев озабочен проблемой отдачи нашей ГТС в «хорошие американские руки». Не вдаваясь в подробности о том, зачем нам американцы в нашей ГТС, отметим, что наша труба вообще кому-либо нужна только при условии, что ее будет загружать транзитным газом Москва. Если же транзита не будет, то ГТС станет грудой металлолома, независимо от того, в чьих руках эта «железяка» будет находиться. А вот с загрузкой-то как раз и проблемы…
По имеющейся информации, сейчас «Газпром» массированно закачивает топливо в европейские газохранилища, создавая там максимально возможный запас. Кроме того, стало известно, что «Газпром» уведомляет европейских партнеров, что транзит газа через Украину может быть прекращен из-за отсутствия договорной базы, ненадежности поставок через Украину и так далее.
«Газпром» может снизить объемы поставок в Европу до так называемых контрактных минимумов. Это не только создаст дефицит газа и удорожание в Европе, но и ударит по Украине. Ведь в условиях дефицита газа Европа будет обеспечивать прежде всего свои потребности. Украине если и достанутся какие-то остатки для реверсных закупок, то по огромным ценам.
Свои действия Москва обоснует неготовностью Украины транзитировать газ, отсутствием у «Нафтогаза» юридических и технических возможностей, о которых говорилось выше. Что станет дополнительным аргументом для того, чтобы заставить Европу достроить и ввести в действие вторую очередь «Северного потока».
Похоже, именно такой курс взяла Москва, а наши «патриоты» ей в этом только помогают. Переговоры о поставках газа между Россией и Украиной при посредничестве и участии Евросоюза в который раз проваливаются. Они были сорваны в феврале, они уже фактически сорваны в мае, шансы на то, что они успешно пройдут в июне-июле, пока весьма сомнительны.
Из вышесказанного следует, что даже если тепло и газ в домах наших граждан в будущую зиму и будут, то суммы в квитанциях будут заоблачными и иметь крышу наз головой станет для очень многих непозволительной роскошью.
Словом, ситуация более чем серьезная, но больше всего пугает, что этой проблемой никто предметно не занимается!