Под грохот нынешней все более патологической избирательной кампании власть и «Нафтогаз» продолжают грабить граждан ценами на газ и тарифами на коммуналку. Налицо наглое надувательство под ритуальные разговоры об «экономически обоснованных ценах на газ». Когда цены на европейских рынках выше, чем цена на газ для населения, поднимается «кипеш» о том, что цену на топливо для коммунального сектора и населения нужно обязательно поднять.
В подробности о том, что населению и коммунальному сектору в целом хватает газа внутренней добычи, который существенно дешевле импортного, вдаваться не будем, поскольку об этом уже много раз говорено. Властно-олигархическая верхушка неуклонно повышает цену на газ, мотивируя также тем, что МВФ настаивает на повышении до уровня импорта из Европы. Напомним, что с 1 октября 2018 года на 20% была повышена цена на газ, а с 1 января 2019 года — на 20% повышены тарифы на отопление и горячее водоснабжение. С 1 мая нынешнего года в рамках обязательств перед МВФ намечается повышение цены на газ дня населения на 20%, а с 1 января 2020 года цена должна вырасти ориентировочно еще на 20%, чтобы достигнуть некоего европейского уровня.
Но в последние месяцы цена на газ в Европе резко упала. К тому же укрепилась национальная валюта. То есть цена на газ и тарифы на коммунальные услуги должны соответствующим образом уменьшаться, если говорить об экономически обоснованной рыночной цене, и уменьшаться весьма существенно, как будет далее показано. Но, видимо, отличие рыночного ценообразования в Украине отличается от мировой практики тем, что у нас цена должна расти всегда, даже если за рубежом аналогичные цены падают. Правда, накануне выборов «Нафтогаз» и Кабмин все же сподобились снизить цену газа для населения и коммунального сектора, но на смехотворные 17 копеек на кубометре, что является циничным издевательством, тогда как некоммунальный сектор сейчас платит существенно ниже граждан и коммуналки, что для Украины является экзотикой. Не говоря уже о том, что снижать тарифы на услуги в соответствии с этим смехотворным снижением цены на газ, похоже, никто не собирается. Более того, если о возможной отмене повышения цены на газ для населения и коммуналки с 1 мая хотя бы ходят разговоры, то тарифы на отопление и горячее водоснабжение, например, столичная власть повышать намерена и даже готовит соответствующий норматив.
Таким образом, невзирая на широко разрекламированные «экономически обоснованные» параметры, правящая верхушка намерена и далее повышать цены и тарифы, чтобы граждане Украины платили больше европейцев.
Собственно, удивляться нечему, и дело не только в жажде наживы, хотя она играет решающую роль. «Нафтогаз» превратился в важнейший фактор экономики по причине падения и сокращения экономики. Известный экономист Андрей Блинов недавно обратил внимание на вопиющую макроэкономическую особенность Украины: оказывается 14%, то есть примерно одну седьмую бюджета Украины, формирует «Нафтогаз». Это явный признак банановой страны, если учесть, что остальное формируют заробитчане с их 14 млрд долларов переводов в год, а также сырьевые отрасли в виде металлургии и сельского хозяйства.
Но и это еще не все. Развал промышленности и сокращение производства привели к тому, что главным потребителем газа в Украине теперь являются не промышленные предприятия, а население и коммунальный сектор. А «Нафтогазу» жиреть на чем-то ведь надо: о гипертрофированной доле одной только этой фирмы в бюджете сказано выше, а кроме того, на этих финансовых потоках сидит большое количество интересантов, не говоря уже о Коболеве и компании, получающих огромные зарплаты и премии. Все это к тому, что цены на газ и тарифы на коммуналку будут повышать и далее, чтобы «выдавить» из населения как можно больше, вплоть до последнего, поскольку в стране осталось мало чего такого, из чего еще можно что-то выдавить.
Но вернемся, собственно, к цене на газ и обнаружим, что нас нагло надувают, даже если исходить из того, что цена на газ должна быть европейской.
В ноябре 2018 года Украина покупала газ Европе по 323 доллара за тысячу кубов, и тогда вопли о необходимости повышения цены на газ для населения и коммуналки имели хоть какие-то основания. Но затем цена начала снижаться. В марте газ в Украину поступал по 221-226 долларов, а в апреле цена опускается ниже 200 долларов за тысячу кубов.
Напомним, что газ населению и коммунальной сфере «Нафтогаз» до недавнего времени отпускал по 8550 гривен за 1000 кубов. Только на днях цена была снижена аж на 17 копеек за кубометр до 8380 гривен за тысячу кубов.
Но если исходить из европейской цены в 226 долларов в марте, то по текущему курсу получим 6100 гривен, а если добавить НДС, — то 7300 гривен за тысячу кубов. Более того, в конце марта цена на импортный газ в гривневом эквиваленте снизилась до менее чем 6000 гривен и продолжила падение. В связи с этим «Укртрансгаз», дочернее предприятие «Нафтогаза», резко увеличил закупку дешевеющего газа.
А теперь внимание! Этот дешевеющий газ, который сейчас активно закачивается в газохранилища, следующей зимой нам намереваются продавать вдвое дороже — по 12-13 тысяч гривен за тысячу кубов, о чем далее.
А газ продолжает дешеветь. В начале апреля цена на европейских торговых площадках упала до 194 долларов, что составляет около 5200 гривен, а если добавить НДС – несколько более 6400 гривен. Сравните с указанными выше 8380 гривнами, за которые газ продают населению и коммунальным предприятиям.
Цены в Европе упали по причине больших остатков из-за относительно теплой зимы. Эти остатки распродаются по низким ценам, поскольку их хранение летом невыгодно. По ряду оценок, в Европе остаток газа на конец марта в нынешнем году больше прошлогодних остатков на 21 млрд кубометров.
Если говорить о рыночном ценообразовании с привязкой к европейской цене, то цена должна уменьшаться. И для некоммунальных потребителей она действительно уменьшается. Так, в ноябре 2018 года предприятия закупали газ по 13500 гривен, в декабре – по 11200, в январе 2019 года – по 10800, в феврале – по 10500, в марте – по 8900 гривен. Наконец, с 1 апреля нынешнего года промышленные предприятия будут покупать газ по 7188 гривен, что почти на 1700 гривен дешевле, чем в марте.
Опять-таки, сравните с теми 8380 гривнами, которые платят население и коммунальная сфера. Наверное, впервые в истории население платит больше некоммунальных потребителей, причем существенно больше – на 1400 гривен.
Тариф для населения и коммуналки к мировым ценам не привязан, а устанавливается специальным постановлением Кабмина. К этой цене, которая, повторим, сейчас составляет 8,38 гривны за кубометр газа, облгазы добавляют свою наценку.
С одной стороны, такой порядок ценообразования является страховкой при резком росте цен на внешних рынках. Но, с другой стороны, как видим, промышленность сейчас платит меньше населения, а «Нафтогаз» закачивает импортное топливо намного дешевле, чем затем отпускает облгазам для продажи населению, фактически наживаясь на гражданах.
Но и это не все. Существуют еще обязательства правительства перед МВФ, согласно которым цена на газ для населения и коммуналки должна в ближайшее время резко увеличиться.
Согласно договоренностям с МВФ, с 1 мая нынешнего года цена на газ для населения должна увеличиться до 9850 гривен за тысячу кубометров. Это подорожание население может не особо почувствовать, потому что летом отопление отсутствует и подорожание топлива скажется только на стоимости горячей воды, которая в очень многих населенных пунктах, включая столицу, летом тоже очень часто отсутствует.
Зато с нового отопительного сезона население сполна почувствует увеличение цены на газ до 12300 гривен, которое запланировано в соответствии с обязательствами перед МВФ. Это значит, что стоимость горячего водоснабжения и отопления вырастет примерно наполовину по сравнению с нынешними значениями, то есть примерно до 150 гривен за куб горячей воды и до 2500 гривен за 1 гигакалорию отопления, в результате чего расходы на отопление в брежневской «трешке» подскочит с нынешних 1300 до почти 2000 гривен.
Еще раз обратим внимание: закупая сейчас газ примерно по 6400 гривен, зимой нам его будут продавать по 12300 гривен, то есть почти вдвое дороже. Словом, налицо грабеж с целью наживы.