Сталин против «Закона жизни»

Снятый в 1940-м году фильм «Закон жизни» режиссёров Бориса Иванова и Александра Столпера уже вышел было на широкиt экраны страны, но… внезапно был запрещён. Причём, запрещение было столь спешным, что копии фильма пришлось изымать с мест, куда они уже был отправлены. Сотрудникам органов приходилось выезжать в удалённые колхозы и даже гоняться за плёнкам на мотоциклах по казахским степям.

Запрету предшествовала разгромная статья в «Правде» и последовавшее совещание при ЦК, на котором присутствовал весь цвет советской литературы. Вёл заседание главный идеолог сталинских лет Андрей Жданов. Но тон собранию задавал лично Сталин. Иосиф Виссарионович обрушился с разгромной критикой на фильм, причём главным обвиняемым был сценарист фильма, а не режиссёры. Что такого страшного совершил сценарист Александр Авдеенко? Пожалуй, понять это будет сегодняшнему зрителю непросто.  

Формально «Закон жизни» – стандартный фильм тех времён. Аморальный тип и враг в лице комсомольского вожака Огнерубова выведен на чистую воду советской молодёжью и в конце получает заслуженное наказание. Как и положено в кинематографе тех лет (и как оно почти всегда бывает и в жизни), Огнерубов сочетает партийный карьеризм и беспринципность с бытовым разложением и аморалкой. Но в советском обществе враг, если и проявится, то обязательно будет повержен, а справедливость восторжествует, ура, товарищи!

Вроде бы всё так… Но, как говорится, есть нюансы.

 В том, какими красками создатели картины раскрасили типовой сюжет, высшее политическое руководство страны усмотрело нешуточную опасность. В фильме красивой марксистской фразой секретарь комсомола Огнерубов осуждал ханжество и призывал «брать от жизни всё». И делал это настолько убедительно, что комсомольцы следовали его примеру и буквально боготворили своего учителя. А разоблачение произошло во многом вследствие случайности: Огнерубов приударил за сестрой уже ранее обесчещенной и брошенной им женщины, которая произнесла пламенную речь на собрании комсомольцев. Грешил бы Огнерубов аккуратнее – глядишь и дальше бы сидел в своём высоком кресле. Более того, окружающие Огнерубова клевреты и подлецы по-прежнему чувствуют себя прекрасно. Они лишились покровителя и лидера, но тут же неплохо пристроились.

Обаяние отрицательного образа, особенно яркое на фоне бледных положительных героев – во-первых. И опасное возвращение к только что искоренённой практике всеобщего «раскрепощения» (вспомним хотя бы Коллонтай с её пресловутым стаканом воды) – во-вторых. Критика советского комсомола в целом, комсомола как системы и явления, который порождает проходимцев и подлец-в – в-третьих. Это должно было особенно уявзить Сталина, потому что в 40-м году получалось, что все чистки 1937-го и 1938-го  годов оказались безрезультатными. Чистили-чистили, а в результате – вот вам Огнерубов, живой, весёлый и побеждающий.

Такое сочетание и решило судьбу фильма, который был (накануне войны, подчеркнём это) положен на полку как растлевающий советскую молодёжь. Обратимся к статье в «Правде»: «Авторы фильма изобразили вечер выпускников в институте, как пьяную оргию <…> И по фильму ни администрация института, ни общественные организации, ни сами студенты, завтрашние врачи, не только не останавливают, не прекращают этого безобразия, но и сами принимают в нем активное участие.

<…> На пьянку и разложение подбивает студенческую молодежь руководящий комсомольский работник Огнерубов – циник, внутренне гнилой человек, враг, разлагающий молодежь, через быт пытающийся внушить ей вражеские идеи. Авторы фильма дают полный простор своему герою Огнерубову, проповедующему беспорядочную любовь и разврат. По фильму выходит, что эта вражеская проповедь Огнерубова безотказно находит доступ к сердцам и умам студентов <…>

… Враг Огнерубов изображен этаким завлекательным Печориным, комсорг Сергей Паромов, как и его товарищи, показан в фильме безвольным человеком и частенько недалеким простаком. <…> Его морализаторство в фильме беспомощно и бесцветно».

В течение нескольких лет до 1940-го года Авдеенко уже дважды критиковали за то, что по словам Сталина «на описание таких людей [ставших нашими врагами], у него красок хватает, там есть логика, инициатива. Когда этих людей изображаете, у вас находится аргумент и все, что угодно, а когда наших людей изображаете, то краски иссякают, наши люди получаются какими-то замухрышками».

И тут – третий раз! Партийные органы стали требовать суровых мер. Доложено было и самому Сталину. Последней же каплей стало, по-видимому, то, что уроженец Донбасса Авдеенко недавно вернулся из командировки с только что присоединённой к СССР Западной Украины. И привёз оттуда хвалебную статью о Черновцах, где, по его мнению, не хуже, чем в крупнейших городах СССР. Сталин вышел из терпения. Сформулировав, впрочем, на том заседании свою позицию несколько мягче, чем это было сделано в правдистской статье.

«Не в том дело, что товарищ Авдеенко дает врагов в приличном свете, а в том, что победителей, которые разбили врагов, повели страну за собой, он оставляет в стороне, красок у него не хватает. Вот в чем дело. Здесь основная необъективность и неправдивость», – высказывает мнение Сталин на заседании ЦК.

Много говорилось на том заседании и о личности Авдеенко, зазнавшегося после успеха первой повести (по которой прошёлся рукой мастера сам Горький). О том, что Авдеенко-де зажрался, погряз в бытовых излишествах, выдаёт на гора макулатуру, а его явное сочувствие к рвачам и карьеристам, соединённое с бессилием в описании положительных героев, отражает внутреннюю сущность автора. В общем, сталинский вывод по Авдеенко был таков: симпатия сценариста к Огнерубову обусловлена духовным родством с последним, а «нехватка красок» в описании положительных героев – в чрезвычайном отдалении от них автора.

Каковы же были оргвыводы о человеке, который удостоился суровой критики лично от Сталина, и фильм которого был запрещён? Авдеенко был исключён из Партии и из Союза писателей. И вынужден был вернуться к рабочей специальности, с которой пришёл в середине 1930-х (по протекции Горького) в литературу.

Через несколько лет, в 1943 году, он был восстановлен и там, и там. Сталину понравились его военные очерки, и он решил, что фронтовой корреспондент Авдеенко может вернуться в литературу. После чего Авдеенко продолжил совершать все положенные колебания вместе с генеральной линией Партии и пережил не только Сталина, но и Советский Союз.

Ну, а фильм можно смело рекомендовать к просмотру.

Тэги: Иосиф Сталин, общество, фильм, СССР, история, кино, цензура

Комментарии

Выбор редакции
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Tapswap: листинг, цена, коды
Tapswap: листинг, цена, коды
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Аномальные ливни затопили Сицилию
Аномальные ливни затопили Сицилию
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?