Этот фильм, очень хорошо принятый на фестивале «Сандэнс» и однозначно заслуживающий внимания, планировал прокатывать самый крупный украинский дистрибьютор. Однако после предварительного показа тест-группе передумал и убрал картину из графика релизов. И это досадно, потому что у «Поиска» не просто интересный формат, но и продуманный до мелочей, насыщенный, интригующий и напряженный детективный сюжет, что в современном кинематографе, увы, явление редкое. Однако теперь ленту беспрепятственно можно найти в сети.
Действие разворачивается в Сан-Хосе, штат Калифорния. В центре внимания — обычная азиато-американская семья: супружеская пара и их дочь.
Отца зовут Дэвид Ким (его играет небезызвестный Джон Чо, звезда франшизы «Стартрек»), мать — Памела, дочь — Марго. Как и у всех, их дни попеременно насыщены то грустью, то радостью, которая, как сегодня принято, находит непременное отражение в соцсетях. Первый день дочери в школе, первый урок игры на фортепиано, первые успехи... прием у врача, диагноз «лимфома», поставленный Памеле... обнадеживающая ремиссия... тяжелый, удручающий рецидив... невыносимые последние дни в больнице... смерть... постепенное восстановление, попытки вернуться к нормальной жизни.
Оставшись вдвоем, Дэвид и Марго пробуют жить дальше, и отцу кажется, что у них все получается. Он, конечно, скучает по жене, но с Марго вроде как все в порядке: общается со школьными друзьями, продолжает посещать уроки фортепиано, прилежно учится. Однажды она говорит, что останется ночевать у подруги, потому что им нужно готовиться к экзамену. На следующий день отец видит в телефоне пропущенные звонки от дочери в одиннадцать вечера, когда он уже спал и не слышал мобильный. Он пытается дозвониться, но Марго не берет трубку. Он пишет сообщения, журит ее за то, что снова не выбросила мусор. Ответа нет. Герой обращается в полицию. Оказывается, Марго не оставалась ночевать у подруги, а ушла от нее в девять вечера, а на следующий день не появилась в школе. Оказывается, у нее и подруг-то нет, она всегда держится особняком и близко ни с кем не общается. Оказывается, она давно уже бросила уроки фортепиано, но продолжала делать вид, будто ходит на них, и регулярно брала у отца деньги — якобы плату за занятия. Дэвид начинает думать, что совсем не знал свою дочь...
Эта история интересна сама по себе, потому что расследование, которое параллельно ведется следователем полиции (ее играет звезда телевизионных комедий Дебра Мессинг, известная по ситкому «Уилл и Грейс» и ромкому «Жених напрокат») и самим отцом, пошагово ведет нас то по одному ложному следу, то по другому и в итоге упирается в довольно неожиданную развязку, ненадуманную и небанальную одновременно. Но еще интереснее линия становится благодаря формату десктоп-муви.
Десктоп-муви (или жанр «screen life» — «экранная жизнь») — формат кино, придуманный Тимуром Бекмамбетовым несколько лет назад, когда на экраны вышел спродюсированный им мистический хоррор «Убрать из друзей», все действие которого разворачивалось на мониторе ноутбука. Естественно, существование подобного жанра стало возможным не просто в эпоху компьютеров и интернета, но именно в эпоху соцсетей, которые взяли на себя функцию, вернее мы сами снабдили их функцией зеркального отражения нашей жизни, причем не только выдающихся ее моментов, но и самых будничных, начиная с приема пищи и заканчивая туалетом. Таким образом, все мелочи жизни каждого пользователя от а и до я спроецировались на дисплей гаджета. И кино подхватило это не то чтобы положительное, но повальное и с каждым днем усугубляющееся явление, от которого никуда не деться: стало показывать не саму жизнь, а ее отражение на экране в фотографиях, видео, переписках, комментариях, твитах, постах, лайках, дизлайках, смайликах.
Десктоп-муви — лучшее, что сделал Бекмамбетов для киноязыка. И российский режиссер/ продюсер, работающий как на родине, так и за океаном, видимо, тоже это понял и развернул целую кампанию по производству подобных фильмов. В настоящее время он спродюсировал такие проекты в жанре «screen life», как ужастик «Убрать из друзей», его сиквел «Убрать из друзей 2: Даркнет», детектив «Поиск», триллер о джихаде «Профайл» (этот Бекмамбетов снял лично), ромком «Мне нравится» и еще пару, о которых пока что нет никакой информации, но известно, что они находятся в разработке.
«Поиск», поставленный режиссером Анишем Чаганти, гораздо сложнее хоррора «Убрать из друзей». Как минимум потому, что это детектив. Сложнее как сырье для реализации на экране. Тут уже основная задача не напугать зрителя путем погружения в дискомфортное состояние, когда не ты контролируешь соцсеть, а соцсеть контролирует тебя, а рассказать интенсивную и разветвленную историю, прибегая лишь к веб-инструментам. Впрочем, «лишь» — частица не совсем уместная. Эти инструменты порой оказываются куда красноречивее традиционной методики и раскрывают такие нюансы характеров и ситуаций, переживаний и обстоятельств, на которые неспособна съемка с натуры. С натуры персонаж выдаст реплику, но не выдаст того, как эта реплика в его голове родилась. На экране же, в окне сообщения, мы увидим все пробные варианты будущей фразы, которые будут удаляться, меняться, обрываться на полуслове, стираться и печататься заново, пока не появится финальная версия и не нажмется «enter».
Название фильма «Поиск» — это и непосредственный поиск пропавшей девочки, и Google-поиск. Отец ищет информацию о своей дочери через поисковик. Собственно, он узнает дочь по-настоящему именно через поисковик, а не «вживую». В этой картине инструментарий немного расширяется. Помимо происходящего на дисплее мы наблюдаем за событиями посредством новостных телесюжетов: телевизор — тоже экран, так что правила жанра не нарушаются. И притом, что мы ни разу не видим героев напрямую, без посредника, которым выступает экран, мы на все сто проникаемся их судьбой и эмоциями, они нам кажутся живее и ближе, чем большинство персонажей традиционного жанра.
В эпоху, когда «черное зеркало» (дисплей гаджета) вытеснил живое общение и непосредственные человеческие контакты и связи, десктоп-муви стал жанром, наиболее приближенным к аудитории, наиболее понятным ей форматом, личным, «родным», как собственная рубашка. Экран кинотеатра плавно трансформировался в экран ПК, а актеры, изображающие участников выдуманного сюжета, превратились в наших «друзей» из социальных сетей, которых мы лично вроде как и не знаем, но, добавив, вникаем в их повседневную жизнь и становимся ее частью. И здесь срабатывает «эффект присутствия» убедительнее любого 3D, 4DX и IMAX.
Парадоксально, но за счет пагубного феномена, которым является наша тотальная зависимость от цифровых устройств и от «жизни» в глобальной паутине, родился поистине потрясающий жанр кино, не великий и не призванный стать классикой, но идеально отражающий суть конкретной историко-технологической вехи и конкретного поколения. Долго этот жанр не проживет. Но он точно войдет в анналы и учебники по развитию и трансформации мирового синематографа.