Но С нового года поток трудовых мигрантов из Украины еще более усилится, поскольку Германия намерена открыть свой рынок труда для граждан стран, не являющихся членами Евросоюза. Рискнем предположить, что именно Украина станет одним из основных поставщиков рабочей силы для Германии, о чем далее. В результате кризисные явления в экономике Украины будут только углубляться из-за нехватки квалифицированных, мотивированных и добросовестных трудовых ресурсов, что сейчас наблюдается повсеместно. У нас останутся только пенсионеры, инвалиды, люмпен, маргиналы и ненасытная властно-олигархическая верхушка, дожирающая остатки экономики и страны в целом. И если в Польше на место уехавших поляков приехали наши заробитчане, то к нам никто не приедет, и это даже к лучшему, поскольку приехать к нам могут только «чужие» из Африки и Азии.
Надо отдать должное: Западная Европа начала умнеть. Наконец-то там поняли, что их проблему нарастающей нехватки трудовых ресурсов можно решить только путем допуска на этот рынок граждан из высокоиндустриальных и образованных славянских республик бывшего Советского Союза. Именно это стало, похоже, тем решающим фактором, благодаря которому Украине был предоставлен пресловутый безвиз. Вторым и очень сильным шагом будет открытие с 1 января 2019 года рынка труда Германии, крупнейшей экономики и страны Евросоюза, так называемого локомотива объединенной Европы. Любопытно, что это решение сопровождают усиленные меры властей Германии по организации за рубежом изучения немецкого языка и пропаганды немецкой культуры.
Причиной столь серьезного изменения политики властей Германии стало то, что растущей экономике этой 82-миллионной страны не хватает около 2 млн рабочих рук. Если в ближайшие годы немецкий рынок труда их не получит, экономический рост может существенно затормозиться, а то и вовсе начнется спад.
Здесь-то и начинается, пожалуй, самое интересное. Известно, что Германия едва ли не больше всех пострадала от наплыва мигрантов, прежде всего с Ближнего Востока. Только по официальным данным, с 2015 года там обосновались около полутора миллионов мигрантов. Но, очевидно, это не принесло никакой пользы в плане трудовых ресурсов, необходимых немецкой экономике. Наоборот, подавляющее большинство мигрантов камнем повисли на социальной системе Германии, поскольку не умеют, а часто просто не хотят работать. Более того, они не просто не желают социализироваться, но и создают все более ощутимые криминальные проблемы. К тому же многие из них прибывают с многочисленными семьями, которые продолжают разрастаться уже в Германии, все более изменяя этно-национальный фон и создавая в этом смысле все более серьезные проблемы.
В этом смысле трудовые мигранты из Украины выгодно отличаются относительно высокой квалификацией, мотивацией, добросовестностью. Они едут все больше поодиночке, а даже если и семьями, то эти семьи обычно немногочисленны. Наши люди достаточно законопослушны, стремятся учить язык и хоть как-то социализироваться. Наконец, в этно-генетическом и культурном отношенииславяне отстоят от немцев не слишком далеко, и уж, во всяком случае, они намного ближе, чем арабы или негры.
Все это уже давно поняли в странах Восточной Европы, преимущественно в славянских, прежде всего в Польше. Польша весьма своеобразно и хитро воспользовалась наплывом украинских заробитчан: отказываясь от навязываемых Брюсселем квот по приему мигрантов из Азии и Африки, поляки мотивировали это тем, что уже приняли очень много мигрантов из Украины. Но если мигранты из Ближнего Востока преимущественно висят камнем на социальных системах принявших их государств, создавая массу криминальных и демографических проблем, то наши заробитчане вполне успешно работают, часто адаптируются и, как правило, не создают принимающим их странам особых проблем. Если раньше это понимали в Польше, то теперь, похоже, это дошло до немцев.
Правда, открытие рынка труда Германии касается всех стран — нечленов ЕС, а не только Украины. Но здесь есть ряд интересных деталей. Это решение совпало с активизацией оттока из Германии польских арбайтеров, часто обратно в Польшу. Хотя в Германии платят больше, но там и жизнь дороже, а также сильнее эксплуатация труда. С учетом ряда факторов многие польские работники посчитали, что вернуться в Польшу — это лучше и даже экономически выгоднее. Граждане других стран — членов ЕС (например, Румынии, Болгарии, стран Балтии), давно имеющие возможность легально работать в Германии, очевидно, не удовлетворяют германский рынок в полной мере как в количественном, так и в качественном измерении.
На этом фоне и появляется открытие немецкого рынка. Очевидно, что мигранты, условно говоря, из Йемена, Колумбии или даже из Китая немцев не слишком устраивают. Другое дело — славянские страны бывшего Союза. Но, опять-таки, граждане России и, тем более, Беларуси в трудовой миграции массово не замечены. Ведь стараниями отечественной, пардон, «быдло-элиты», уровень жизни даже в России, не говоря уже о Беларуси, заметно выше, чем в Украине. В свою очередь, можно по разному относиться к «бацьке» и его режиму, но в Беларуси все работает, а уровень доходов вполне конкурентен, по крайней мере по восточноевропейским меркам, особенно, если учесть стоимость жизни.
Поэтому главным поставщиком трудовых ресурсов в Германию вполне может стать именно Украина.
Тем более что работа в Польше становится все менее актуальной, и теперь многие наши заробитчане попробуют попытать счастья в более богатой, хотя и более дорогой по расходам на жизнь Германии.
А нововведения сильно упрощают трудоустройство в Германии. Ранее предпочтение отдавалось гражданам Германии. Если желающие на конкретную должность не находились в течение некоторого времени, то преимущество отдавалось гражданам других стран Евросоюза. А гражданам из стран, не являющихся членами ЕС, получение рабочих виз существенно ограничивалось, и для этого требовалось специальное приглашение.
Теперь же рабочую визу будут выдавать на полгода без предварительных условий и приглашений. Это позволит трудовым мигрантам беспрепятственно прибывать в Германию и уже на месте искать работу. Ограничение же на прием работников из стран, не входящих в ЕС, отменяется. Фактически Германия решила пойти по тому же пути, по которому ранее пошла Польша.
Кстати, в Польше по этому поводу уже растет беспокойство, поскольку украинские заробитчане начнут мигрировать оттуда в Германию. Ведь если в Польше нашим работникам можно заработать в среднем 600-800 евро, то в Германии предлагают 1200 евро, чаще всего с проживанием и питанием у работодателя. Это естественно, поскольку средняя зарплата в Германии составляет около 3300 евро, хотя после всех «вычетов» на руках остается 1500-2000 евро. Кстати, поляки в Германии на тяжелых работах, например, в поле, за 1500 евро работать уже не особо желают.
Чтобы получить рабочую визу в Германии, потребуется предъявить диплом об образовании или рабочей квалификации. Кроме того, требуется знание немецкого языка на уровне, достаточном для выполнения своей работы. Поскольку львиная доля заробитчан будет ухаживать за стариками или собирать на полях спаржу, то умение цитировать Гейне в оригинале им явно не потребуется. К тому же, повторим, Германия сейчас активизирует изучение языка в своих культурных представительствах на рубежом. Надо полагать, что поток желающих изучать немецкий в украинском отделении Института Гете резко возрастет.
Правда, с дипломом возникают проблемы. Наши дипломы в Германии не признают, поэтому их надо или подтверждать, сдавая экзамены, само собой, на немецком языке, или учиться в немецких вузах с нуля. Можно проходить переквалификацию, изучая язык, уже в Германии в течение 6 месяцев, но это делается за свой счет и никаких социальных выплат в это время предоставляться германским государством не будет.
Что же касается Украины, то она, несомненно, остается потерпевшей стороной.
Разного рода объединения работодателей в Украине уже давно бьют тревогу по поводу нарастающей нехватки трудовых ресурсов, обладающих достаточной квалификацией, мотивацией и элементарной добросовестностью. После того, как стало известно, что Германия намерена открыть свой рынок труда, этот «плач Ярославны» существенно усилился. Среди причин массового исхода качественного персонала за рубеж совершенно справедливо называют войну, кризис, коррупцию, негативный инвестиционный климат, политико-социальную нестабильность, высокие налоги (хотя в той же Германии они намного выше).
При этом стыдливо забывают упомянуть, что именно так вылезает боком многолетняя установка на то, что в Украине имеется вдоволь дешевой, образованной и квалифицированной рабочей силы. Это двадцать пять лет назад страна была полна квалифицированными инженерами и токарями-фрезировщиками, привыкшими к созидательному труду и доставшимися от СССР. За прошедшие годы честный труд стал непрестижным и мало оплачиваемым. В чести теперь не труд, а умение украсть или хорошо пристроиться. Именно эти умения культивируются и пропагандируются. Многие из тех, кто умел что-либо делать руками и/или головой, вымерли, дисквалифицировались, уехали. К этому надо добавить повсеместный обман, когда за работу могут не заплатить, что называются, «кинуть», что бывает сплошь и рядом. Ну и, конечно, вылезает боком последствия долголетней «дешевизны трудовых ресурсов».
Словом, здесь сложнейший клубок социально-экономических и социально-психологических проблем, назревавших в течение десятилетий.
Правда, в Германии не все так радужно, как может показаться. Доктора философии, даже офисные клерки там не требуются, да и дипломы там особо ни к чему, поэтому не следует слишком сокрушаться из-за того, что наши дипломы там не хотят признавать.
Трудовые ресурсы требуются на низкооплачиваемую, непрестижную и тяжелую работу, которой не хотят заниматься немцы и даже выходцы из других стран — членов ЕС. Кстати, показателем этого и стал тот факт, что по мере повышения уровня жизни и доходов в Польше многие поляки бросают работу в Германии и возвращаются в Речь Посполитую.
Едва ли не самая высокая квалификация, которая массово требуется в Германии, это младший медицинский персонал, то есть медицинские сестры, а также водители-дальнобойщики. Нужны также сиделки для ухода за престарелыми людьми, сельхозработники для работы на полях и по уходу за скотом, персонал для монотонных и тяжелых ручных работ на промышленных предприятиях и так далее.
К тому же, по ряду свидетельств, степень эксплуатации наемного труда в Германии очень высока, если это касается лиц, не имеющих гражданства Евросоюза. Впрочем, этого и следовало ожидать.
Таким образом, относительно высокие по нашим меркам заработки в Германии будут оборачиваться дальнейшим деклассированием и деградацией человеческого потенциала в Украине.
Впрочем, все это было вполне ожидаемо и закономерно. Не захотели работать на свое светлое будущее, придется теперь батрачить на чужое жлобско-мещанское благололучие.