Как и следовало ожидать, под шумиху на тему томоса власть повысила цену на газ для населения и объявила о перспективах дальнейшего ее повышения до некоего импортного паритета, хотя газ население потребляет отечественный. В нынешних условиях повышение до уровня импортного паритета означает повышение до бесконечности, поскольку на мировых рынках имеет место неуклонный рост цен на нефть, что неминуемо ведет к подорожанию природного газа.
Соответственно будут взлетать до небес коммунальные тарифы, прежде всего на отопление и горячее водоснабжение. Повышение мотивируется требованиями МВФ, который в очередной раз пообещал дать новый кредит, но только после принятия бюджета, причем такого, который устроит фонд.
Параллельно с ростом цен на газ «Нафтогаз» создает фирмы-прокладки для продажи топлива, то есть сверхприбыли будут оседать не в закромах родины, а в карманах.
Правительство сделало то, на что долго не решалось. Тем самым было нарушено обещание, данное премьером Гройсманом в апреле 2016 года при предыдущем резком повышении о том, что тогда было последнее повышение цены на газ для населения.
С 1 ноября 2018 года цена на газ для населения и для предприятий повышается на 23,5% до 8550 гривен за тысячу кубометров.
Повышение это более чем ощутимое, если учесть, что до сих пор газ для коммунального хозяйства продавался по 6900 гривен за тысячу кубов в соответствии с постановлением Кабмина № 187, которое было принято весной 2017-го на год, но несколько раз его срок действия продлевали.
Напомним, что даже при такой цене на газ коммунальные долги достигли, по некоторым оценкам, почти 40 млрд гривен, причем значительную их часть составила задолженность государства по субсидиям.
Повышению цены на газ для населения и коммунального сектора предшествовало сообщение о том, что правительство якобы, наконец, договорилось с МВФ о новой программе кредитования stand-by на сумму 3,9 млрд долларов сроком на 14 месяцев. Эта программа заменит заключенную в 2015 году программу расширенного финансирования, срок действия которой оканчивается в марте 2019 года.
Именно повышение цены на газ для населения было важнейшей причиной постоянных затяжек в продолжении сотрудничества с МВФ, поскольку власть долгое время не хотела повышать цену, особенно в преддверии выборов 2019 года.
Но на такой шаг власти пришлось пойти, поскольку в 2019 году начинается пик выплат по внешним долгам Украины как перед МВФ, так и перед другими кредиторами. Без поддержки МВФ, как уверяют во власти, рассчитаться по долгам будет невозможно. И дело не только в самой сумме нового кредита, которая, откровенно говоря, не столь значительна. К наличию сотрудничества с МВФ привязаны другие кредитные программы, в частности макрофинансовая помощь Евросоюза за сумму 1 млрд евро, и эта цифра тоже не впечатляет. В целом, даже если деньги ЕС и кредит МВФ будут получены (что далеко не факт), сами по себе они проблему обслуживания внешнего долга в ближайшие пару лет не решают.
Но во власти не перестают твердить, что сам лишь факт наличия действующей программы сотрудничества с МВФ якобы уже открывает доступ на внешние рынки заимствований под приемлемые процентные ставки. Известно, что МВФ кредитует под 3% годовых, и это считается дешевым ресурсом. В последний раз правительство Украины разместило долговые обязательства на сумму 3 млрд долларов на внешних рынках коммерческого заимствования примерно под 7,5%, и это очень дорого. Так вот, власть уверяет, что сотрудничество с МВФ позволит получить финансирование под существенно более низкий процент на рынках частного заимствования. То есть власть намерена старые кредиты покрыть новыми, продолжив кредитную кабалу страны, поскольку обслужить внешние долги за счет собственных средств не представляется возможным из-за их крайней недостаточности.
Власть подчеркивает, что только так можно спасти гривну от окончательного обвала, а страну — от полного дефолта. О том, что именно власти Украины загнали страну в долги и больше всех в этом постаралась власть нынешняя, правящая верхушка предпочитает не распространяться, предлагая расплачиваться гражданам, в том числе путем бесконечного повышения тарифов.
Правда, вожделенного кредита МВФ вполне может и не быть. Кредитное соглашение еще должны утвердить совет фонда и его высшее руководство.
А это будет сделано только после того, как Верховная Рада утвердит бюджет на 2019 год, и повышение цены на газявляется далеко не единственным требованием фонда. В МВФ настаивают, в частности, на максимальном снижении дефицита бюджета и на сокращении бюджетных расходов, включая расходы на субсидии и социальные проблемы.
Словом, не факт, что жертва в виде резкого роста цены на газ и тарифов на коммуналку обернется долгожданным кредитом.
В Кабмине делают хорошую мину при плохой игре и заявляют, что могли поднять не на 23,5%, а сразу на 60%, как того якобы добивался МВФ.
Хотя повышение даже на 23,5% — это сильный удар по карманам граждан. Ныне (а именно с августа) для новоиспеченного столичного предприятия «Киевтеплоэнерго» установлены следующие тарифы: отопление — 1337 гривен за гигакалорию или 30,2 гривны за квадратный метр в месяц в домах без счетчиков тепла, а также 74,5 гривны за кубометр горячей воды. Правда, горячая вода во многих домах до сих пор отсутствует, а столичный мэр Кличко уже ведет разговоры об отмене централизованного горячего водоснабжения и переходе на индивидуальный электрический подогрев со ссылками на европейский опыт, что чревато катастрофой для внутридомовых и электрических сетей, но это отдельная тема.
По некоторым оценкам, с увеличением цены на газ на 23,5% расходы на отопление для трехкомнатной квартиры советской постройки вырастут с нынешних 1200-1500 до примерно 2000 гривен в месяц. А стоимость куба горячей воды вырастет на 15 гривен примерно до 90 гривен за кубометр.
Кроме того, повышение цены на газ во время отопительного сезона приведет к дополнительной неразберихе. Новые тарифы на горячую воду и отопление нужно еще будет утвердить в Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), а это процесс длительный и запутанный. Поэтому в ближайшее время услуги будут отпускаться населению по ранее установленным тарифам, а затем — производиться перерасчет для доплаты. В ходе перерасчета потребителей будут стремиться «напарить», чему способствуют тотальный бардак и безнаказанность.
Еще более сложной является проблема субсидий. В бюджет 2018 года на субсидии заложен 71 млрд гривен, но, по ряду оценок, этой суммы явно недостаточно. Предполагается, что в связи с повышением цены на газ и тарифов расходы на субсидии в будущем году вырастут на 10-15 млрд и достигнут 85 млрд гривен. К этой сумме добавятся долги по субсидиям 2018 года из-за указанной нехватки средств, и сумма, необходимая на субсидии в 2019 году, может вырасти до 100 млрд гривен. Между тем в проекте бюджета-2019 на субсидии заложено только 55 млрд гривен. Собственно, комментировать ничего не нужно, поскольку цифры говорят сами за себя.
Следует лишь добавить, что МВФ требует неуклонного сокращения социальных расходов, а потому на существенное повышение расходов на субсидии не согласится. В противном случае обещанного кредита Украина не получит. Очевидно, правительство пойдет своим излюбленным путем сокращения количества получателей и сумм субсидий под разного рода надуманными предлогами, сочиняя все новые и новые «правила» предоставления субсидий. Этому способствует тот факт, что соответствующие механизмы законодательно не определены, многомиллиардная система субсидирования вот уже который год работает на основе нормативных актов, которые правительство само пишет, само же утверждает, само манипулирует и изменяет эти «правила» так, как это удобно и выгодно.
В этом смысле циничным является показушное поручение повысить субсидии после повышения цены на газ и тарифов, каковое Порошенко дал Гройсману. Если последний его выполнит, то на кредит МВФ рассчитывать не стоит.
Тарифные перспективы и вовсе крайне мрачные. Нынешнее повышение на 23,5%, повторим, — только скромное начало, обусловленное приближающимися выборами. В будущем цена на газ и, соответственно, тарифы на коммуналку должны вырасти до 100% так называемого импортного паритета, то есть стоимости импортного газа с учетом его транспортировки от европейского хаба. На данный момент, с учетом нынешнего валютного курса, эта цена может достигать 13-15 тысяч гривен, то есть уже вдвое выше нынешней цены. Соответственно, почти вдвое могут вырасти тарифы на коммуналку, то есть за отопление скромной хрущевско-брежневской «трешки» придется в месяц выкладывать до 5000 гривен. Очевидно, что все это окончится развалом всего и вся!
А ведь газ на внешних рынках дорожает вслед за удорожанием нефти. К тому же курс доллара тоже может подскочить. Все это чревато полнейшим коллапсом, и непонятно, на что власть рассчитывает.
Чтобы хоть как-то сгладить электоральный провал, правительство договорилось следующее повышение до 80% импортной цены провести с 1 мая 2019 года после окончания отопительного сезона, а до полной импортной стоимости власть намерена подняться с 1 января 2020 года, после окончания выборов.
Если учесть, что после выборов 2019 года власть в стране, скорее всего, изменится, то она получит практически неразрешимую проблему в коммунальной сфере.
В СМИ уже неоднократно указывалось, что никакой необходимости столь катастрофически повышать цену на газ нет. По разным оценкам, 80% и более потребности коммунальной сферы в газе покрывается топливом внутренней добычи. По мнению экономиста Виктора Скаршевского, стоимость отечественного газа для населения и теплокоммунэнерго могла бы составлять не более 3500 гривен за тысячу кубов со всеми расходами и налогами, а также со 100%-й рентабельностью. Даже если поднять цену только на ту долю потребляемого коммуналкой газа, которую отечественная добыча не покрывает, то повышение тарифа составило бы не более 5%.
В катастрофическом повышении цен на газ очень заинтересованы определенные круги.
Прежде всего это «Нафтогаз» и те, кто вокруг него кормится. Сверхприбыль оседает в определенных карманах, о чем свидетельствует недавнее сообщение СМИ о том, что в середине августа 2018 года «Нафтогаз» зарегистрировал ООО «Газопоставляющая компания «Нафтогаз тепло» и ООО «Газопоставляющая компания «Нафтогаз трейдинг». Это типичные «прокладки» для вывода капитала.
Кроме того, во взвинчивании цен на газ при активном содействии в этом МВФ и других международных финансовых организаций заинтересован иностранный капитал, чтобы получить возможность извлекать сверхприбыль при заходе на наш внутренний рынок.
Платить за все эти игрища должны граждане Украины.