Фильм «На расстоянии дыхания»: природа снова от нас избавляется

Вслед за «Титаном» в украинский прокат вышла еще одна экологическая научная фантастика, на этот раз французского производства. Речь о фильме «На расстоянии дыхания» (он же «Дыши во мгле»), главные роли в котором исполнили Ольга Куриленко, звезда «Пены дней» Ромен Дюрис и девочка, которую не так давно можно было видеть в «Хэппи-энде» Михаэля Ханеке.

Действие разворачивается в Париже, в мире недалекого будущего, когда воздух стал куда грязнее, чем сегодня. Дышать им еще можно, но слабые и пожилые люди вынуждены ходить с кислородными масками, а дети, родившиеся в этот экологический кризис, страдают нововозникшим заболеванием, из-за которого любой контакт с неочищенным воздухом (через кожу или дыхательные пути) равен смерти.

Дочь-подросток главных героев, разведенной супружеской пары, как раз больна этой врожденной неизлечимой хворью, поэтому все двадцать четыре часа в сутки вынуждена пребывать в специальной камере, постоянно фильтрующей воздух. И там, собственно, и проходит вся ее жизнь. С родителями, которые никогда не имели возможности обнять свое чадо, она общается через стекло, а со сверстниками – через интернет.

 

Но в один прекрасный день Париж окутывает густой туман, равномерно расстилаясь по всем улицам и переулкам. И каждый, соприкоснувшийся с этим туманом, умирает в считанные секунды. Что это: химическое оружие, военные испытания токсичного газа или кара Господня за человеческие грехи? Плотная молочная мгла застревает на уровне верхних этажей, и пока она медленно поднимается выше, у тех, кто догадался подняться на крыши или последние ярусы многоэтажек, есть время, чтобы спастись. Но куда бежать, если мглой окутана вся Франция и, возможно, вся планета?

«На расстоянии дыхания» похож на квест: главные герой и героиня, укрывшиеся в квартире соседей сверху (трогательной пожилой супружеской пары, в которой милый дедушка пытается шутить, а одуванчик-бабушка страдает ненавязчивой формой старческого маразма и не понимает, что происходит), периодически бегают в свою брошенную квартиру, где в камере осталась дочь, чтобы принести той продукты и заменить батарею, которую они заряжают с помощью автомобильных аккумуляторов, так как с приходом тумана электричество в городе вырубилось. Найти аккумулятор – не проблема: на апокалипсических улицах полно оставленных машин. Проблема – пройти путь от точки до точки. Причем угрозой для жизни становится не только ядовитый воздух, но также взбесившиеся псы, рыщущие по кварталам, мародеры, страх и всеобъемлющая паника. Угрозой становятся сами люди друг для друга.

Фильм с Дюрисом и Куриленко, в котором есть и приключение, и семейная драма, и немного юмора (пожилой сосед, к примеру, развлекает дочь героев в их отсутствие игрой в морской бой по рации и откровенно мухлюет, стирая ластиком локации своих кораблей), и немного лирики (пожилая пара напоминает старичков в «Титанике», которые легли в постель, обнялись и мирно встретили крушение), одновременно содержит элементы трех небезызвестных историй: «Мглы» Стивена Кинга, «Явления» М. Найта Шьямалана и зомби-апокалипсической драмы «Новая эра Z».

Естественно, необъяснимый туман, который окутывает город и несет смерть, - отсылка к повести Кинга, только, благо, без монстров. И если бы авторы фильма сместили акцент с главных героев, которые не приобщились к толпе, идущей на улицу Монмартр (эта парижская улица находится на холме, и туда якобы не поднялся газ), на эту самую толпу, скучившуюся в одном маловместительном месте, то получился бы практически супермаркет Кинга, и там наверняка тоже возникли бы эгоисты, безумцы, проповедники, рупоры Божьего гласа, фанатики с задатками инквизиции, готовые сжигать ведьм на костре и приносить в жертву младенцев.

В «Явлении» Шьямалана природа, уставшая от человека, его эго и потребительства, восстала против нашего вида и решила его уничтожить, причем буквально: деревья, растения, кусты и трава, словом, вся флора в мгновение ока перестала быть дружелюбной, а стала смертоносно токсичной. Туман тоже может быть защитной реакцией планеты на раковые клетки по имени человек, которые отравили ее существование. То есть убийственный газ, выпущенный природой-матушкой из недр земли – способ очиститься от людей.

Наконец «Новая эра Z» еще глубже соприкасается с французской фантастикой. Фильм, снятый по роману Майка Кэри «Девочка со всеми дарами» и любопытно интерпретирующий древнегреческий миф о Пандоре, рассказывал о грибковой инфекции, которая превратила человечество в агрессивных каннибалов. Но второе поколение зараженных родилось хоть и плотоядным и неконтролирующим голод, но зато физически и интеллектуально одаренным, в разы превышающим мозговые способности людей. То есть болезнь, ниспосланная свыше или вызванная эволюцией, оказалась одновременно и проклятием, и даром, той самой надеждой, оставшейся на дне ящика, на новую жизнь: на новый, лучший, вид, на новую ступень развития, на новый мир. И тут, конечно, стоит провести параллель с болезнью детей, живущих в кислородных камерах подобно лабораторным камерам, где заперты дети Z, которые, возможно, вовсе не слабы, а просто другие, или, быть может, даже сильнее своих родителей и способны стать новой цивилизацией, поскольку предыдущая себя дисквалифицировала.

Природа милостива и, несмотря на все зло, причиненное человеком, все равно дает нам шанс, которого мы определенно не заслуживаем. Но вместе с тем демонстрирует, что способна нас контролировать и что отныне мы играем по ее условиям и правилам. Если вспомнить финал «Новой эры Z», где плотоядная девочка, породившая новую расу, испытывающая привязанность и любовь к своей учительнице-человеку, под занавес меняется с ней местами и ограждает ее стеклом от радикально изменившегося внешнего мира, тем самым стеклом, за которым когда-то жила сама, то созвучие с «На расстоянии дыхания» еще очевиднее.

Человек ограждает клеткой любимого зверька: птичку, кролика, морскую свинку. Того, кто слабее и нуждается в защите. И птичка, конечно, хотела бы вылететь на свободу, но на свободе помимо воли много смертельных опасностей: кошек, мальчишек с рогатками, холодов…, так что она благодарна за безопасность. Примерно то же самое, что делает человек с одомашненной птичкой или декоративным кроликом, делает героиня «Новой эры Z» со своей учительницей. И то же самое делает в «На расстоянии дыхания» любящая дочь с любимым папой.

Если человек – это вирус, то туман, истребивший человечество, - это вакцина.            
 

Тэги: кино, культура

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
Над Украиной пролетел яркий метеор – появилось видео
Над Украиной пролетел яркий метеор – появилось видео
Рязанский НПЗ атаковали неизвестные беспилотники
Рязанский НПЗ атаковали неизвестные беспилотники
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?