Последний месяц Надежда Савченко буквально приковала к себе внимание всех и вся. Итак, 22 марта этого года Регламентный комитет Верховной Рады дал разрешение на снятие неприкосновенности, задержание и арест Савченко.
В тот же день в ходе выступления в Верховной Раде Генеральный прокурор Юрий Луценко показал часть видео, на котором запечатлены некоторые эпизоды подготовки к, по его словам, «теракту, направленному на свержение украинского государства».
Вскоре произошло то, о чем все говорили, но во что никто не верил: Верховная Рада дала согласие на снятие депутатской неприкосновенности с Савченко, ее задержание и арест.
Реакция Савченко не заставила себя долго ждать, и практически сразу она объявила голодовку.
Как результат уже через пару дней сестра Надежды Вера рассказала журналистам о том, что Савченко серьезно подорвала здоровье этой голодовкой. По словам Веры, у летчицы уже начались кровавая рвота и спазмы желудка.
Чем же на самом деле закончится история с Савченко? Как быстро ей вынесут приговор и, наконец, чем станет этот приговор: концом карьеры Савченко или толчком для превращения ее в идола? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать события на несколько ходов вперед.
Сергей Быков, политический эксперт:
Я не верю в политический взлет Надежды Савченко. Она все больше и больше погружается в маргинальную нишу. Она, по сути, является негативным маргинальным политиком, который окружает себя такими же маргинальными политиками и обществом маргинального толка. Поэтому говорить о ее серьезных политических перспективах не приходится.
Вполне вероятно, что украинский суд ее все-таки осудит, однако у нее будет возможность обратиться в Европейский суд по правам человека и уже там отстаивать свою позицию, заключающуюся в том, что ее вина доказывалась на основании доказательств, которые в принципе не могут быть учтены судом. Это то, что мы видели по другим делам против народных депутатов, например, по делу Мосийчука, когда суд признал ряд доказательств недопустимыми. По Полякову и Розенблату ситуация абсолютно аналогичная: суд признал доказательства недопустимыми.
Если будет дана команда суду, он, конечно, вынесет нужный приговор и то решение, которое будет выгодно украинской власти, однако это не будет иметь ровным счетом никаких существенных перспектив.
Виктор Небоженко, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:
В истории с Савченко все будет зависеть от того, какую задачу ставит перед собой Порошенко. Ее могут заставлять двигаться в сторону того, что ее, так сказать, сбила с пути Тимошенко и они якобы вместе с Тимошенко и готовили государственный переворот. Это один путь. А второй путь -- это как раз то, о чем говорят все журналисты: не является ли эта история просто способом искусственно раздуть рейтинг Савченко до президентского?
Дело в том, что пока президент еще не решил, что ему важно: резко остановить Тимошенко, так как она несет для него большой риск, или сделать Савченко конкурентом на выборах. Пока этот вопрос не решен, давать какие-то прогнозы крайне сложно.
Если на вопрос "не подталкивала ли вас Тимошенко к идее о госперевороте" Савченко ответит утвердительно, Тимошенко будет вынуждена снять свою кандидатуру на президентских выборах. А есть и другой вариант: президент делает ее своим соперником. Давайте не будем забывать, какая у нее была популярность в самом начале.
Андрей Золотарев, политолог:
На сегодняшний день есть несколько вариантов развития истории с Савченко. Во-первых, мы увидели, что аргументы Луценко оказались железобетонными для депутатов. Даже те, кто в самом начале этого дела скептически смотрели на все это, сейчас изменили свое мнение. Власть будет стремиться как можно быстрее вынести приговор, хотя бы до конца этого года.
Очевидно, что Савченко и Рубаном эта история не ограничится. Судя по выступлению Генерального в Раде, эта версия тоже может получить развитие.
Во-вторых, если вмешаются Европа и США, эти планы могут рухнуть, поскольку есть целый ряд моментов, за которые может ухватиться сторона защиты. Например, сомнительные основания для негласных оперативных действий в отношении народного депутата, агенты-провокаторы СБУ, а провокация преступления у нас запрещена законом. Тогда это дело может затянуться, и тогда действительно перед большой политической дорогой Савченко нужно будет немного посидеть в украинской тюрьме. И, судя по всему, Надежда Савченко может выйти в этой ипостаси.
Если до момента парламентских выборов, она все ещё будет находиться в СИЗО, будет много политсил, которые пригласят Савченко в свои ряды. Такой вариант возможен.
Что касается ее лидерских качеств, то Савченко -- политик-одиночка. За два года не сумела повести людей за собой. Она не умеет ходить строем, и это ее принципиальная проблема. Как политическая фигура она, безусловно, будет, но какой-то большой самостоятельной роли и какой-то перспективы для нее я не вижу.
Анатолий Луценко, политолог, директор GMT Group:
Пока ясно только одно: быстрым этот процесс не будет. Этот процесс будет достаточно долгим, и очень многое будет зависеть от приговора. Пока история с Савченко чем-то напоминает ситуацию с Саакашвили.
Я не вижу логики в том, что произошло. Зачем вообще нужно было начинать эти дела, эти расследования? Это было просто алогично. Скорее всего, доказательная база по Савченко собрана с нарушениями действующего законодательства, по крайней мере именно так говорят все юристы. Следовательно, все доказательства развалятся в судах. В итоге в конце процесса мы получим новый проект и нового персонажа на политическом рынке.
По факту вся эта история просто сыграет Савченко на руку. Когда власть непопулярна, то любые ее действия имеют двоякую подоплеку.
***
Чем закончится история с возбуждением против Савченко уголовного дела, покажет время. Вопрос не в том, какой приговор вынесет суд, и, по сути, даже не в том, насколько убедительными будут доказательства вины. Вопрос в том, поверит ли народ этим доказательствам, если он в принципе не верит действующей власти.