На прошлой неделе в Киеве на Подоле радикалы из С14, движимые понятными только им мотивами, ворвались в здание «Россотрудничества». Это можно было бы списать на очередной приплаченный цирк, если бы не одно «но»: во время захвата в здании находились дети из театральной студии.
По словам очевидцев, всего в здании в тот момент находилось около 100 взрослых и детей.
А дальше еще интереснее: приехала полиция, а радикалы совершенно спокойно продолжали взламывать двери при помощи болгарки. Почему при этом бездействовала полиция — это уже отдельный разговор, но в итоге бравые ребята из С14 расписали помещение «Россотрудничества» лозунгами и разбили экспозицию памяти Шаляпина, которая была выставлена в одном из помещений.
Спустя примерно час погрома радикалы покинули помещение.
А вот теперь самое интересное: как выяснилось, на воскресенье, 18 февраля, националисты из ряда организаций также планировали проведение акции против «Россотрудничества», но представители С14 решили опередить конкурентов. Попросту говоря, между радикальными организациями началась настоящая конкуренция.
Как далеко могут зайти радикалы в своем праведном желании крушить и рушить? Стоит ли нам ожидать очередных погромов? И, наконец, ради чего вся эта игра и кто является истинным кукловодом? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые не верят с совпадения и случайности и умеют просчитывать события на несколько ходов вперед.
Виктор Небоженко, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:
На сегодняшний день уже очевидно, что у С14 будет очень много конкурентов. Вспомните, как в свое время буквально в течение суток появилась весьма странная организация «Правый сектор», по сути, не имеющая корней. Все видели лидеров, слышали какие-то слухи, но «Правый сектор» никто не видел, он появился потом уже, года через полтора, на фронте.
Сейчас появилось очень много подобных организаций. С14 — это не предел. Сейчас такое время, когда публичная политика не справляется с работой и отношения выясняются на улице, на площадках. Именно поэтому С14 с их откровенной антироссийской направленностью, с одной стороны, напоминает молодую «Свободу», а с другой стороны — это нечто такое, что сейчас очень активно. Мы же прекрасно видим, как никому ранее не известные батальоны берут под охрану судей, по Крещатику маршем проходят какие-то бригады. Сейчас наступает время вот таких активных организаций. У С14 будут и конкуренты, и противники, сейчас это уже вне всяких сомнений.
Если говорить о том, что именно они будут делать, то, по сути, то, что и делают. У них достаточно высокая поддержка в СМИ, особенно в российских, так что все это будет повторяться, и не раз. Но на данном этапе по стилистике видно, что им очень важно проводить публичные мероприятия, на которых работают телевизионные камеры. Они не уедут спасать Украину в леса Житомирщины и не побегут наступать на врага в окопах АТО. Они будут выбирать площади, крупные здания, иными словами, то, что можно назвать фотогеничным. Но повторяю: скоро у них появятся конкуренты.
Евгений Филиндаш, политолог, директор Украинского центра социальной аналитики:
Дело в том, что все эти националистические радикальные группировки в том или ином виде контролируются властью, а если точнее, то отдельными людьми во власти. Все попытки активизации происходят не просто так.
Это делается для того, чтобы отвлечь внимание от какой-то другой ситуации либо же для того, чтобы послать кому-то сигнал и т. д. Поэтому, когда перед группировкой будет поставлена какая-то из этих целей, тут же мы будем видеть активизацию. Не будет такой необходимости — они будут сидеть тихо, и о них опять какое-то время не будет слышно.
Сергей Быков, политический эксперт:
С14 уже зарекомендовали себя как достаточно ярые борцы за правую идею. Более того, они усиливают свои позиции в тех незаконных, но патриотических акциях, которые проводят. Их акции во многом граничат с нарушением закона, а порой и вовсе преступают закон, но при этом, к сожалению, полиция не в состоянии адекватно реагировать. Появление подобных организаций абсолютно логично в условиях, когда государство продемонстрировало, что утратило монополию на насилие. А поскольку государство утратило монополию на насилие, то отсутствием данной монополии автоматически начинают пользоваться другие неконтролируемые государством формации вроде С14.
Анатолий Луценко, политолог, директор GMT Group:
Любые националисты имеют двойную природу: с одной стороны, там есть часть людей, которые действительно верят в националистические идеи и романтику, а с другой стороны, все это с завидной регулярностью освещается на российских телеканалах.
Поэтому мне кажется, что в данном случае С14 — это просто одно из названий, которых много. Пока для внутреннего российского пользования будут выгодны радикалы, которые громят какие-то здания в Украине (а мы это наблюдаем с 90-х годов), то такой фактор будет существовать. Это нужно системе для внутреннего пиара.
Вадим Карасев, политолог, директор Института глобальных стратегий:
Я думаю, они пошумят и успокоятся. Они, по сути, абсолютно не самостоятельные, так сказать, полуавтономные. Кроме того, не стоит забывать, что они абсолютно не многочисленны. Да, они яркие, громкие, шумные, но это нельзя назвать массовым движением, имеющим какую-то серьезную программу. По сути, это организация для создания соответствующего фона, соответствующей картинки, создания определенных угроз для кого-то, чтобы напугать, надавить, задавить и т. д. Иными словами, для того, чтобы создать соответствующий фон, контекст и ситуацию, выгодную тем, кто стоит за ними.
Да, это не дети, это не детские шалости. Это не такие уж безобидные шкодники. Это все-таки взрослые люди, но, я думаю, преувеличивать их роль и степень опасности не стоит. Не стоит видеть в них серьёзную угрозу, по крайней мере пока.
Сейчас не они одни такие. Разного рода радикальные группы, группки и другие отряды радикалов активно появляются по всей Украине. На данный момент они более загадочные, менее расшифрованные, они даже больше на слуху, чем та же ОУН Коханивского и ряд других радикальных групп. Там, где требуется рука радикала, эта группа молодых людей всегда активна и заметна.
***
Будут ли С14 устраивать погромы — вопрос риторический. Вопрос не в том, какие здания они еще попытаются захватить, и даже не в том, сколько в ближайшее время у них появится конкурентов. Вопрос в том, когда же мы с вами наконец перестанем наблюдать затянувшееся шоу под названием «борьба за светлое завтра» и сможем спокойно жить в стабильном и тихом «сегодня».