Сразу после победы Дональда Трампа группа киевских политологов под руководством Дмитрия Джангирова разродилась парой публицистических сборников, объясняющих феномен нового президента США. Высказываний на тему Трампа пруд пруди, но вот скрупулезное исследование, всесторонне рассматривающее неожиданную победу девелопера, сделали только киевляне.
Главное достоинство обоих сборников: они написаны доступным человеческим языком без всякой лишней научно-интеллектуальной зауми. А то порой политологи изъясняются столь мудреными словесными конструкциями, что простому человеку сложно понять их, даже держа в руке словарь специальных терминов.
Трамп -- это герой реднеков, надежда простолюдинов, консервативный ответ сторонникам толерантности, мультикультурализма и ЛГБТ-публики. Политик, не похожий на стандартного прилизанного политика. Дерзкий выскочка с резкими заявлениями, являющийся антиподом манерной, холодной и крайне осторожной в высказываниях Хиллари Клинтон.
В начале сборника «Победа невозможного над неприемлемым» Андрей Видишенко весьма увлекательно повествует о сложной избирательной системе США и описывает основные различия между демократами и республиканцами, выдвинувшими кандидатами в президенты Клинтон и Трампа соответственно. В абсолютном количестве Клинтон ведь набрала больше голосов, чем Трамп, но проиграла из-за выборщиков. Американская дихотомия «демократы/республиканцы» является темным лесом для украинского обывателя, и освещение её -- дело полезное и нужное. Политический ликбез касаемо внутренних особенностей страны, опосредованно управляющей Украиной через своё посольство, был необходим. Далее Дмитрий Джангиров описывает политтехнологическую кухню обоих кандидатов, говоря о различиях между штабами. Трамп раздавал интервью направо и налево, стараясь как можно чаще мелькать в прессе, и перещеголял Клинтон по количеству упоминаний в СМИ. Руководители же штаба Хиллари формулировали месседжи, исходя из электоральных ожиданий, и поэтому она зачастую выглядела картонной и неискренней. Феномен Трампа заключается в том, что на одной лишь яркой харизме можно обставить вышколенного политика, произносящего правильные слова с менторской интонацией. Особое внимание уделяется штабу Трампа и его зятю Джареду Кушнеру, организовавшему кампанию с привлечением высокотехнологичных монстров из Силиконовой долины. Трамп опережал Клинтон по числу подписчиков во всех ведущих социальных сетях, что и предопределило результат.
Затем Александра Решмедилова повествует об украинском аспекте американской предвыборной гонки. Все ведущие украинские политики ведь ставили на победу Клинтон, писали хулительные посты про Трампа и никак не могли себе представить, что окажутся в крайне неудобном положении после триумфа Дональда. Эта глава наглядно говорит о недалекости нынешней украинской политической верхушки и её полной неспособности к осмысленному рациональному планированию и прогнозированию событий. Все последующие ужимки и прыжки украинских политиков на церемонии инаугурации -- это танцы папуасов вокруг белого человека с целью выклянчить денег и получить расположение. Министры и депутаты попали впросак, поставив на Клинтон, и выставили себя посмешищем на весь мир. Да и вброс информации касаемо сотрудничества политтехнолога Трампа Пола Манафорта с ныне развалившейся Партией регионов тоже не прибавил очков киевским грантовым еврооптимистам. Тезисно представлены взгляды Трампа на основные вопросы вселенской повестки -- такие, как отношения с Китаем, ситуация в Сирии, ядерная угроза Ирана и крымский вопрос между Украиной и Россией.
А вот сборник «Сто дней Дональда Трампа: украинский контекст» менее однороден, хотя показался мне более любопытным. Неприятно удивили фактические ошибки. Особенно они удивляют из-за авторского квартета – неужели никто из четверки не заметил столь явных ляпов?! Так, например, главой Администрации Президента Российской Федерации авторами был назначен Сергей Кириенко, хотя на самом деле он всего лишь заместитель главы, курирующий внутрироссийские политические назначения. Советник Президента Российской Федерации по вопросам экономической интеграции Сергей Глазьев почему-то авторами назван помощником. Столь небрежное отношение украинских политологов свидетельствует о непонимании в нашей стране особенностей политической системы северо-восточного соседа. Если профессионалы в статьях позволяют себе допускать подобные недопустимые неточности, то что тогда говорить об армии любителей, высказывающейся по российской проблематике в Интернете?!
Интересных мест в сборнике «Сто дней Дональда Трампа: украинский контекст» хватает. Особенно увлекательны фрагменты, где речь идет о еврейской общине Хабад, Джареде Кушнере и главном раввине России Берле Лазаре. Также невозможно оторваться, когда читаешь о Генри Киссинджере и его мировоззренческой платформе. Мэтр американского политического консультирования видит в будущем Украину мостом между Европой и Россией. Еще радует, что в сборнике приведены все озвученные варианты урегулирования ситуации на Донбассе, которые предложили Пинчук, Тарута, Артеменко и прочие политические игроки.
Хотя у сборников несколько авторов, но практически на каждой странице незримо ощущается влияние Дмитрия Джангирова. Периодически проскальзывают его фирменный юморок и многоточия. Если в статьях и публичных выступлениях Джангиров порой чересчур многословен, то в данных сборниках я не нашел затянутых мест, которые можно было бы выкинуть за ненадобностью. Киевляне доступно разжевали, что за блюдо «Дональд Трамп» и с чем его едят. В условиях, когда Украина утратила политическую субъектность, став своего рода рингом для сражения политических тяжеловесов, читателю стоит обратить внимание на сборники, объясняющие природу победы политика, серьёзно влияющего на принятие решений в здании на Банковой улице. Эпатажный президент США еще обязательно проявит себя в ближайшем времени, и его поведение наверняка отразится и на судьбе Украины. Украинские политики стопроцентно продолжат полеты в Вашингтон на реверансы в Белом доме с целью заручиться благосклонностью Трампа. Гражданам Украины остается только следить за этим спектаклем и надеяться на лучшее, хотя оптимизма в стране с каждым днём становится всё меньше.