За последние годы мы настолько привыкли к постоянному росту цен, что нас уже вряд ли можно чем-то удивить. Но, как оказалось, можно не только удивить, но даже шокировать.
В конце августа цена автогаза в крупных сетях АЗС в Киеве выросла в среднем на 1,5 грн за литр и составила 14,99 грн за литр. На столичных АЗС WOG и ОККО цена газа за выходные выросла на 1,5-1,63 грн/л до 14,99 грн/л, на KLO — на 1,15 грн/л до 14,94 грн/л, на Shell — на 1,99 грн/л до 14,59 грн/л, на AMIС — на 1,86 грн/л до 14,19 грн/л.
Безусловно, за последние годы это не первый случай, когда дорожает газ для автомобилей, но тем не менее предыдущий пик в 13,2 грн/л был зафиксирован еще в сентябре 2016 года.
Чем обусловлен такой резкий скачок цен на автогаз? Можно ли говорить о том, что повышение цен было вызвано искусственными факторами? И, наконец, к чему это приведет? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать события на несколько ходов вперед.
Сергей Дяченко, глава Бюро комплексного анализа и прогнозов:
Сейчас крайне сложно сказать, как будут вести себя цены на автогаз. По сути, стоило бы поинтересоваться у Антимонопольного комитета, откуда взялся такой стремительный рост, который, по сути, не обоснован экономическими факторами.
Я не считаю, что есть серьезные экономические основания для такого роста цен на газ. Здесь есть момент искусственного нагнетания ситуации. Мировые цены на нефть не дали такого роста цен, внутренняя ситуация тоже не дает основания для роста цен. С моей точки зрени, объективных причин для роста цен просто нет.
Если говорить о том, стабилизируются ли цены или же, наоборот, мы увидим продолжение роста, то нужно понимать, что если это следствие корпоративного сговора, то можно ожидать все, что угодно. У нас практически нет госрегулирования, поэтому Антимонопольный комитет должен пристально следить за этим рынком. Кстати, обратите внимание, что подобные ситуации особенно часто возникают под посевную.
Валентин Землянский, эксперт по вопросам энергетики:
Мы находимся на свободном рынке, поэтому все логично: нет ресурса — есть цена. При хорошей цене ситуация стабилизируется. Основная причина роста цен — дефицит ресурса. По каким причинам возник этот дефицит — это другой вопрос. Это остановка на ремонт предприятий в России и Белоруссии, проблемы с таможней, которые возникали весной. Но, по сути, это вторичные причины. Основная причина — отсутствие ресурса.
Что касается цены, то я думаю, что она поднимется до экономически привлекательного уровня, и сюда можно будет давать газ из других источников. Разумеется, на какой-то цифре рост остановится, и цена стабилизируется. Однако какой будет эта цена, сказать сложно. Но одно очевидно: рост цен будет продолжаться, и на данный момент оснований для стабилизации цены нет. Пока не исчезнет дефицит, цена будет расти.
Борис Кушнирук, экономический эксперт:
Сейчас просто идет игра, связанная с тем, что основная доля этого газа к нам шла из России, а потом началась возня на рынке, которая происходит под девизом: «Как же мы можем покупать газ у России?».
И началась игра на повышение цены. Учитывая, что это не совсем обоснованное повышение цены, я думаю, тут должен вмешаться Антимонопольный комитет, причем немедленно. Это повышение цены никоим образом не связано с реальным ценообразованием на рынке. Это абсолютно искусственная игра. Это своего рода заговор игроков, которые на сегодняшний день есть на этом рынке.
Что касается возможной стабилизации цен, то тут многое будет зависеть от Антимонопольного комитета. Если он реально займется этим вопросом, можно будет рассчитывать на какой-то результат. Именно Антимонопольный комитет должен разобраться, что сейчас происходит на рынке и не является ли это результатом заговора, который привел к совершенно неадекватному повышению цен. Проблема в том, что у нас Антимонопольный комитет работает не просто плохо, а очень плохо.
Владимир Лановой, доктор экономических наук, экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ:
Монополисты будут и дальше повышать цены. Тут очевиден сговор. Кроме того, не забывайте, что у нас вертикальная коррупция. То, что мы сейчас видим, — это вакханалия коррупционеров и олигархов. Кто-то повышает тарифы, кто-то выплачивает премии в несколько миллионов. У нас сейчас полная вакханалия. С ценами на автогаз я пока ничего хорошего не вижу. Рост цен — это сговор. Это синдикативные соглашения между поставщиками. Они все хорошо знают друг друга и слаженно работают. На самом деле нет никакой конкуренции, нет никаких вызовов к этому рынку с точки зрения более качественных товаров.
Мы находимся в страшной экономической системе, которая на самом деле не имеет ничего общего с рынком. У нас вообще нет рынка, у нас действует капитал, бизнес. То, что мы видим, — это частный капитализм совершенно дикого, самодовольного типа, при котором просто покупаются рынки. К сожалению, у нас так и не смогли создать полноценную рыночную систему.
Виктор Небоженко, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:
В ближайшее время цена на газ для автомобилей будет расти. Проблема в том, что у нас нет совершенно никаких ограничений ни со стороны парламента, ни со стороны общественности, ни со стороны исполнительной власти. Ничто не сдерживает рост цен. Я думаю, что до Нового года цены будут расти. Ну раз люди не возмущаются, если парламент не поднимает этот вопрос, если это можно делать совершенно безнаказанно, то почему бы и нет? К сожалению, я думаю, что до Нового года мы еще не раз увидим повышение цен.
***
Что будет с ценами на газ — вопрос риторический. Можно сколько угодно искать логическое объяснение внезапному росту цен, можно винить власть и разоблачать заговорщиков, но, по сути, рядовому украинцу, который из-за дороговизны бензина перевел свое авто на газ, плевать, по какой именно причине цены на газ стремительно полезли вверх. Рядовым гражданам не интересно, почему растут цены, им куда интереснее, что сделает наша власть, чтобы их стабилизировать, да и сделает ли вообще хоть что-нибудь.